[<10>] ====== Толкования на Исх. 13:21 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** По Божией силе народом предводительствовало облако, не по общему закону естества образовавшееся (так как не из паров каких или курений был состав его в воздухе, сгущаемом парами по причине туманного их сложения, сгнетаемого или сжимаемого в себя самого ветрами), - напротив того, это облако, по свидетельству Писания, как нечто высшее человеческого понятия и его превосходящее, такое было чудо, что, освещаемое палящими лучами солнца, служило народу стеной, оттеняя что было над ним и топкой росой увлажняя знойный воздух, а ночью обращалось в огонь, с вечера до утра собственным своим светом озаряя израильтян. На это облако взирал и сам Моисей, и народ научал следовать за его появлением. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью** См. Толкование на [[old:ish:14:27#svt_vasilij_velikij|Исх. 14:27]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** Также верно, что народу, идущему по пустыне, столп огненный указывал путь ночью и столп облачный – днем. Ибо в огне страх, а в облаке – мягкое и утешительное видение, при этом день – это жизнь праведника, а ночь понимается как жизнь грешника. Поэтому и обращенным грешникам Павел говорит: //Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе// [[new:ef:05:08|(Еф. 5:8)]]. Стало быть, днем столп показался в облаке, ночью - в огне, ибо Всемогущий Бог явится милостивым для праведных и страшным для неправедных. Тех Он, начав судить, ублажает мягкой кротостью, этих же устрашает строгостью правосудия. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** Совершивший все это – Тот же, что и теперь, Господь Иисус Христос, Который как тогда прошел перед сынами Израиля через Красное море в огненном столпе, так и теперь проходит перед христианами через крещение в столпе Своего тела. Я говорю, что это тот столп, который тогда давал свет глазам тех, кто следовал за ним, а сейчас предоставляет свет сердцам верующих. Тогда Он проложил путь в потоках волн, теперь же в омовении укрепляет следы веры. Тот, кто, как сыны Израиля, смело пойдет через эту веру, не испугается египетского преследователя. //**Проповеди.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** //Что означает столп облачный, указывающий путь днем, и столп огненный, светящий ночью?// Оба означают слово Божие. Для идущих путем делания оно становится столпом облачным, который смягчает жару искушений; а для идущих путем познания оно становится столпом огненным, который светит и рассеивает тьму невежества. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** Также и здесь кто бы стал сомневаться, что Бог явил Себя смертным очам посредством все того же подвластного Ему телесного творения, а не Своею сущностью? Однако подобным же образом не ясно, был ли то Отец или Сын, или Святой Дух, или Сама Троица единый Бог. И также остается неопределенным то место, где сказано: //Слава Господня явилась в облаке. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых// [[old:ish:16:10|(Исх. 16:10-12)]]. //**О Троице.**// ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** И ныне Он огнем блистает пред тобой в кусте, чтобы тебя, хладного от неверия, возжечь жаром веры. Ныне Он пламенем сверкает в небесном столпе, чтобы рассеять мрак твоего неведения и чтобы ты смог в пустыне мира сего идти по пути спасительного знания. Ныне Он же для тебя облекается в столп облачный, чтобы ослабить зной твоих стремлений, ныне Он, как орел, покрывает тебя крылами премудрости, чтобы побудить к небесному полету, ибо Моисей говорит: «Как орел покрывает гнездо свое и над птенцами своими бдит». //**Собрание проповедей.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом. **Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным показати им путь, нощию же столпом огненным свети им** **Бог же вождаше их**. Сам Господь, или иначе Ангел Господень, под каковым именем известен Сын Божий [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]], был вождем Израильтян. Он указывал им направление пути посредством **столпа облачного и огненного**, в котором сокрывал Свое присутствие. Они сообразовали свое движение с движением этого столпа, и останавливались, когда он останавливался [[old:chis:09:17|(Чис. 9:17)]]. Что под **столпом облачным и огненным** должно разуметь не два отдельных **столпа**, а один и тот же **столп** в двух его видах, – в виде темного облака днем и светлого ночью, – это видно из того, что в других местах он называется **столпом облачным** или просто облаком, когда идет речь о времени ночи [[old:is:14:19|(Ис. 14:19]]; [[old:chis:09:21|Чис. 9:21)]], следственно о времени излияния света от **столпа**. – Некоторые не признают чуда в явлении **столпа**, предводившего Еврейское ополчение. Они сравнивают это явление с тем сигналом, который употребляем был в древности при движении торговых караванов, также в военных походах. Этот сигнал состоял в том, что в небольшом подвижном горне разводили огонь и поднимали этот горн на высоком шесте, так чтобы ночью виден был пламень от этого огня, а днем дым. И пламень и дым служили указателем пути для караванов и для войск. Но это сходство караванных и военнопоходных огней со **столпом облачным** слишком ничтожно, чтобы можно было не видеть ничего чудесного в **столпе облачном**. В тексте Моисеева повествования нет никакого повода к тому, чтобы видеть в этом явлении обыкновенный человеческий сигнал. Прямо говорится, что Бог, Сам Бог, предводительствовал Израильтянам в **столпе**, что Он присутствовал в нем, давал из среды его слышать Свой голос [[old:chis:16:20|(Чис. 16:20)]], подобно тому, как Он открывал Свое присутствие в огне купины [[old:ish:03:02|(Исх. 3:2)]] и на Синае в облаке и дыме [[old:ish:19:16|(Исх. 19:16–18)]]. Кроме того, **столп облачный** принимал такие размеры, подобных которым не могли иметь караванные и военно-походные огни. При переходе Израильтян чрез Чермное море он занял все пространство между ними и Египтянами и препятствовал сближению их [[old:ish:14:20|(Исх. 14:20)]]. О чудесном характере его свидетельствует также то, что он не только служил путеуказателем для путешествующих Израильтян, но вместе осенял их, и сенью своею защищал их днем от необычайного пустынного зноя [[old:ps:104:39|(Пс. 104:39]]; [[old:prs:10:17|Прем. Соломона 10:17)]], для чего потребно было, чтобы он широко раскидывал сень свою над громадным ополчением Израильским. Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое? //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** В действительности египтяне, которые подавляли народ Божий, толкуются как мрак или мучение, прямо как преследующие нас грехи, которые, впрочем, уничтожаются в крещении, а освобождение сынов израильских и приведение к некогда обещанному отечеству соответствует таинству нашего искупления, благодаря которому мы стремимся к свету небесного отечества с помощью благодати Христовой, просвещающей и ведущей нас. Свет же благодати Христовой являет тот столп дыма и огня, который на протяжении всего путешествия защищал евреев от ночного мрака и верными тропами привел к обещанным отеческим местам. //**На семь кафолических посланий.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа** Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное божественное покровительство: днем столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указанию [[old:ish:40:34|Исх. 40:34, 38]] и [[old:chis:09:15|Чис. 9:15–23]], отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между движением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятикнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под огненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду ([[old:ish:13:21|Исх. 13:21–22]]; [[old:ish:14:19|14:19–20]]; [[old:ish:33:09|33:9–10]]; [[old:chis:09:15|Чис. 9:15–16]]; [[old:ps:077:14|Пс. 77:14]]; [[old:ps:104:39|104:39)]] данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего. [<10>]