[<10>] ====== Толкования на Исх. 16:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей** Если же кто-то не согласен со сказанным, но из-за нехватки необходимого ворует понемногу, то пусть он хотя бы в этот момент вспомнит о манне и испугается примера наказания. Ибо то, что происходило с ней, происходит и сейчас с жадными людьми. Что же тогда случилось? В излишках завелись черви. Это и сейчас происходит, ибо мера пищи для всех одна и та же. Ведь мы наполняем один желудок, но у тебя, живущего в роскоши, больше испражнений. И как тогда те, кто собрали в свои жилища больше требуемого, собрали не манну, но червей и гниль, точно так же объедающиеся и упивающиеся в наслаждении и избытке собирают большое количество не пищи, но гнили. //**Гомилии на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей** См. Толкование на [[old:ish:16:19#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 16:19]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей** Каждый, принеся на день, ничего не откладывал до следующего дня, у спрятавшего же по какой-то бережливости часть пищи от настоящего дня к следующему отложенное делалось негодным в пищу, превращаясь в червей. ...А тем, что у скрывающих излишнее избыток превращается в червей, слово это некоторым образом громко вопиет любостяжательным, что все удерживаемое сверх потребности по этому любостяжательному вожделению на следующий день, т.е. в ожидаемой жизни, для скрывающего это делается червем. Но, кто слышит о черве этом, тот, конечно, поймет это о черве неумирающем, которому дает жизнь любостяжательность. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей** //Что означает манна и что [значит] то, что у собирающих более чем достаточно она воссмердела?// «Манна» означает «слово Божие», которое – посредством дел и знания – хорошо всеми усваивается и питает душу. Если кто-либо обращается с ней должным образом, разумно, то есть следует среднему пути добродетелей, избегая в них равно и избытка и недостатка, то он собирает манны достаточно. Если же он станет обращаться со словом не должным образом, а допустит избыток, как, например – ведь удобно будет показать, что имеется в виду, [на примере] одной добродетели, – [так вот,] если кто-то, соблюдая целомудрие, будет не только избегать распущенности, но и презирать брак, [это значит,] что слово целомудрия у него воссмердело по причине избытка, и не только воссмердело, но и произвело червей, то есть породило другие страсти. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Петр Дамаскин ===== Вместе с прочими чудесами удивляюсь я и силе манны Божией, что она не сохранялась в том же виде до другого дня, но портилась и делалась полною червей, чтобы неверующие не заботились о завтрашнем дне, но в стамне, находившейся в Скинии, манна всегда сохранялась невредимою. И опять, когда она пеклась на огне, не сгорала, а от малого луча солнечного таяла, чтобы ненасытные не собирали более необходимого нужного. //**Творения. Книга первая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей** См. Толкование на [[old:ish:16:19#lopuxin_ap|Исх. 16:19]] [<10>]