[<10>] ====== Толкования на Исх. 17:11 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 11-13 **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча** Заметив это, предстоящие Моисею, подошедши к нему с обеих сторон, поддерживали руки его, по какой-то сокровенной причине делавшиеся тяжелыми и неудободвижными. Поскольку же не было у них столько сил, чтобы поддерживать Моисея в прямом положении, то седалище его подперли камнем и так сделали, что у Моисея при их помощи руки воздвигнуты были к небу и иноплеменники решительно побеждены израильтянами. ...А народ, если видит руки законодателя воздетыми, берет в битве верх над врагом, если же видит опущенными, уступает врагу. И воздеяние Моисеевых рук означает взгляд на закон с понятиями самыми высокими, а преклонение к земле - низкое, по земле пресмыкающееся истолкование и соблюдение закона по его букве. Отягчавшие руки Моисеевы поддерживает священник, употребляя содейственником близкого ему по роду. И это не вне связи с рассмотренным, потому что истинное священство по причине соединенного с ним Божия слова тяготой иудейского смысла до земли униженную действенность закона снова возводит на высоту и падающий закон подпирает камнем, чтобы он, восстав под образом воздеяния рук, показывал взирающим свою цель. Ибо действительно способными это видеть в законе усматривается таинство креста. Поэтому, говорит где-то Евангелие что //от закона// йота и черта не преходят [[new:mf:05:18|(Мф.5:18)]], означая две черты: одну поперек и другую сверху вниз, которыми написуется образ креста, что было видимо тогда и в Моисее, который разумеется здесь вместо закона и для взирающих на него служит причиной торжества и победы. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** Что касается до предстоящей мне брани, не знаю, что мне делать, какой искать помощи, какого слова мудрости, какого дара благодати, в какие облечься доспехи против козней лукавого. Кто победит его? Моисей ли, распростирающий руки на горе, чтобы одолел прообразуемый и предвозвещаемый крест? **//Слово в оправдание.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** Блаженный Моисей начертал тебе, брат мой, крест и в другом образе. Как же еще Моисей начертал крест? Слушай. Напали и некогда на израильтян в пустыне иноплеменники, по имени амаликитяне. Моисей снаряжает и посылает против них вождя своего народа и преемника своего Иисуса Навина, а сам остается на горе с воздетыми руками. Моисей, говорится, взошел на гору и воздвиг руки свои. **«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои»**, побеждаемый тяжестью телесною, **«одолевал Амалик»**. Что значит этот образ? Иудей, боясь, чтобы чрез образ не воссияла слава креста Христова, тотчас же скажет: «в этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ, был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь». Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писа­ние: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук? В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение из­раильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне. Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «и когда молился Моисей, побеждал»... Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку. Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль. Что означает простертая рука? Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого креста. Но утомился, говорится, Моисей, и руки, побеждаемые телесною немощью, отказывались служить образу (креста). Что же? Чтобы с прекращением образа не пропала и победа, стали Аарон и Ор и поддерживали его руки, дабы рушившийся и преставший образ не уничтожил и победы. Почему Аарон и Ор поддерживают руки Моисея? Аарон, братие, имел священническое достоинство; Ор проис­ходит из царского колена. Таким образом священство и царство охраняют образ креста. И подобно тому как во время преображения Господа на горе явились справа и слева Моисей и Илия, чтобы в качестве стражи предстоять царственному образу Христа, так и здесь охраняют крест Аарон, владеющий саном священства, и Ор, владеющий в зародыше царским достоинством. Об этом сказал я, желая пока­зать, как древним отцам предложен был образ благо­честия, и как почитаем был ими образ спасения. Если же предвозвещавшие о нем проповедовали с такою славою, пре­дызображали с таким почтением, то какими же устами должны мы прославлять крест Господень и божественное домостроитель­ство? **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** См. Толкование на [[old:ish:17:08#prp_efrem_sirin|Исх. 17:8]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** Священнотаинник Моисей, держа на двух руках лежащий жезл – в подобие Христа, распростершего руки на Кресте, – обратил в бегство Амалика. Посему и мы, воздевая руки в молитве, побеждаем сатану. Если святой Моисей держал жезл в прямом и наклоненном положении, то почему обременял он руки, и нужно было Аарону и Ору с обеих сторон поддерживать руки его? **//Письма на разные темы. Акакию Мемориалию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** Это образ действия молитвы новозаветных священников на народ, предстоящий в храме или по благословным винам оставшийся в домах. Когда во время богослужения священник возводит ум и сердце искренно к Богу, когда он воздевает преподобные руки о людях, тогда стоящие и молящиеся в храме побеждают духовного Амалика, внутренно их борющего; а когда священник расслабевает духом во время богослужения, не возводит горе сердца своего, молится холодно, по привычке, без сердечного участия, без искренней любви к пасомым и к Богу – тогда предстоящих в храме одолевает Амалик духовный, то есть духи злобы, развлекая силы воинов Иисуса Христа, молящихся в храме, скверными, лукавыми и хульными помыслами. Бдите, священницы Господни, над собою во время богослужения. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Ориген ===== **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик** Таким образом и очи возводятся горе в мысли и созерцании, и руки воздеваются в деяниях, поднимающих и возвышающих душу, как воздевал руки Моисей, о чем можно сказать: //Воздеяние рук моих, как жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс 140:2)]]. Амаликитяне и все невидимые враги ослабеют, а помыслы-израильтяне, которые в нас, победят. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца** «Не потому только, – говорит Иустин философ, – народ одерживал победу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста». [<10>]