[<10>] ====== Толкования на Исх. 19:3 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-6 **Месяца же третияго,** то есть, после сорока пяти дней по изшествии из Египта, **взыде Моисей на гору** к Богу: и сказал ему Бог: **сами видесте, елика сотворих Египтяном,** то есть, видели те казни, какими поразил на суше и на море, **и подъях вас, яко на крилех орлих,** когда путеводил вас облаком. **И приведох вас к Себе** в гору сию. **И ныне, аще послушаете гласа Моего, будете Ми** возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен. //Будете Ми// царство и священники, и язык свят. Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы, то есть, чисты от всякой скверны языческих народов. //**Толкование на книгу Исход.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Что означают гора Синай в Хориве и совершившиеся на ней?// Слово «Синай» переводится как «искушение», а «Хорив» – как «вспахивание целины». Тому, кто стремится достичь высоты знания, следует терпеливо перенести искушения, вспахать целину [своего сердца], посеять семя знания и праведности и очиститься от всякой страсти; за три дня («три дня» сказано вместо «три силы души») следует очиститься от всякого плотского удовольствия и не брать с собой ни женского, ни бессловесного, так как это указывает слово, то есть, что желающий стать достойным [принятия] божественного гласа не должен иметь в себе чего-либо женоподобного или неразумного, а [должен] облачиться в сияющие ризы добродетели [и так] приступить к горе ведения. Ведь он, подобно Моисею, пройдя через естественное созерцание и свойства времени – таково значение семидесяти старейшин, – преодолев звуки и громы, то есть проявления видимых вещей, берет с собой только Аарона и двух его сыновей, Надава и Авиуда, то есть разум и двух его сыновей – гнев и вожделение. Но и их следует оставить, наподобие дыма и бури, и взять с собой одного Аарона, я имею в виду слово, простое для познания, будто молниями озаряемое Божественными озарениями, а затем и его оставить снаружи и войти во мрак неведения, где все нерационально и непостижимо. Те из народа, что очистились под горой, означают, как я полагаю, творящих деятельную добродетель; семьдесят старейшин – предающихся естественному созерцанию; те, кто с Аароном – познавших богословие; подобные же Моисею – это те, кто апофатически и в неведении соединился с Богом. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе** Речь Господа направлена к тому, чтобы побудить евреев дать добровольное согласие на вступление с Ним в завет. Оно прежде всего вызывается их религиозным опытом, – //«вы видели»//. Этот опыт есть знание Божественного Правосудия по отношению к врагам, – //«вы видели, что Я сделал египтянам»//, и милости к ним самим. Всемогущей силой Божией евреи избавлены от рабства и приведены в безопасное место, место явления и откровения славы Всевышнего (к Себе). Эти прежние милости, возбуждая в народе ревность к исполнению воли Божьей, должны служить для него залогом, ручательством получения новых благодеяний. [<10>]