[<10>] ====== Толкования на Исх. 19:19 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом** Бог всего сошел в виде огня на гору Синай, и было облако, тьма, мрак и трубный звук весьма сильный, согласно Писанию. Но звуки трубные были, как говорится, сначала краткими, а затем стали протяжнее и становились все громче и громче. Что же это было, что знаменовала для нас таким образом тень Закона? Сначала немногочисленны были те, кто проповедовал Евангельское учение, затем же они стали многочисленны. **//Комментарии на Евангелие от Луки.//** См. также Толкование на [[old:ish:19:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 19:10]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом** Ибо видимое было таково, что не посредством только глаз приводило душу в ужас, но и посредством слуха сообщало ей страшное: все дольнее сокрушал поразительный свыше глас, которого и первое приражение было тягостно и невыносимо всякому слуху: он уподоблялся звуку труб, но грозной и поразительной звучностью превосходил всякий подобный образец; с продолжением же времени глас делался еще страшнее, потому что звук его непрестанно усиливался и становился еще более поразительным. Да и глас этот был членораздельный: Божией силой, без способствующих выговору орудий самый воздух членораздельно образовывал в себе слово. И слово это не просто было членораздельное, но узаконяло Божественные повеления. И продолжающийся глас, возрастая, усиливался, труба звучала громче себя самой, предшествующие звуки превосходя всегда последующими. ...Подлинно крутая и неприступная гора - богословие, и к подгорию его едва подходит большая часть людей, разве что Моисей и при восхождении будет вмещать в слух звуки труб, которые, по точному слову истории, по мере восхождения делаются еще более крепкими. А проповедь о Божием естестве действительно есть труба, поражающая слух: велико открываемое с первого раза, но больше и важнее достигающее слуха напоследок. Закон и Пророки вострубили о Божественной тайне домостроительства о человеке, но первые гласы слабы были для того, чтобы достигнуть до непокорного слуха, и потому отяжелевший слух иудеев не принял гласа труб. Но с продолжением времени трубы, как говорит Писание, сделались более крепкими, потому что последние звуки, изданные евангельской проповедью, достигли слуха. Так, Дух впоследствии громче звучал в своих орудиях, и звук делался более напряженным. Орудия же, издававшие один духовный звук, были пророки и апостолы, от которых, как говорит псалмопение, //во всю землю изыде вещание их, и в концы Вселенныя глаголы их// [[old:ps:018:05|(Пс.18:5)]]. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Ориген ===== **и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом** Но и когда она [невеста] будет достойна, чтобы о ней было сказано, как и о Моисее сказано, что Моисей вопрошал и Бог отвечал ему, тогда исполняется на ней, что говорит он: //Дай мне услышать голос твой// [[old:pp:02:14|(Песн. 2:14)]]. И великая хвала видна в том, что говорится: «Голос твой приятен». Ведь так и мудрейший пророк Давид говорил: «Да будет приятна ему беседа моя». Ибо приятен голос души, когда она вещает слово Божие, когда рассуждает о вере и догматах, когда замыслы Божии и суды Его изъясняет. **//Гомилии на Песнь Песней.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом** Судя по дальнейшему, вопросы Моисея были направлены к тому, чтобы узнать предстоящие распоряжения Господа. [<10>]