[<10>] ====== Толкования на Исх. 20:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** Если бы давший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, – они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они и этого не выполнили. Таким образом, Сам Законодатель, предписывая закон о субботе, иносказательным образом указывал на то, что Он желает, чтобы удалялись только от злых дел. Не делайте, сказано, ничего, кроме того, что будет сделано для души. Между тем, в Храме совершалось все, и даже с большим усердием и с двойным старанием. Так, с помощью самой тени Господь открывал им истину. **//Гомилии на Евангелие от Матфея.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел [[old:vtor:05:12|(Втор. 5:12]]; [[new:otkr:01:10|Откр. 1:10)]] освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем. Пребывай в храме Божием, находись при общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к приятию будущих вечных благ, ради коих и в другие дни тебе не должно чрезмерно прилепляться к земным, в день же Господень ты должен воздержаться от всех, чтоб непрестанно пребывать с Господом, кроме самых необходимых и таких, без которых жить невозможно. Таким образом, ходя пред Богом, ты избегнешь поводов ко греху, не преступишь закона, не воспламенишь огня страстей, не подъимешь на себя бремени греха [[old:ish:12:16|(Исх. 12:16]]; [[old:ier:17:24|Иер. 17:24]]; [[old:neem:13:15|Неем. 13:15]]; [[new:mf:12:02|Мф. 12:2]]; [[new:in:05:10|Ин. 5:10)]], и освятишь день субботный, субботствуя бездействие относительно грехов. Подобно дню Господню проводи и прочие установленные Церковию великие праздники, соблюдая относительно их вышеизложенные наставления и предостережения. //**Изъяснение десяти заповедей.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** Почему именно седьмой день повелевается посвящать Богу? Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения [[old:ish:20:11|(Исх. 20:11)]]. Почему в праздничные дни запрещено работать? Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела. Почему в праздничные дни порочные дела особенно грешны? Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, — оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные. //**Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** См. Толкование на [[old:ish:20:09#svt_nikolaj_serbskij|Исх. 20:9]] ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** См. Толкование на [[old:ish:20:08#prp_nikodim_svjatogorec|Исх. 20:8]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** Слава Богу, что Он по Своей премудрости и благости установил праздновать день седьмой и посвящать его богомыслию, исключая всякое житейское дело. Люди, при всей забывчивости своей и поползновению к неблагодарности, невольно, так сказать, должны были приводить себе на память величайшие благодеяния Божии, явленные в творении мира или в воззвании его из бездны ничтожества к бытию. Христиане, новый Израиль! Вы празднуете новую субботу, которая по важности своей не меньше древней. В субботу опочил от всех страданий Единородный Сын Божий, воззвавший разумную тварь Свою к новому, благодатному бытию от нравственной погибели. А в воскресенье Он воскресил с Собою из мертвых все человечество. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих** См. Толкование на [[old:ish:20:08#lopuxin_ap|Исх. 20:8]] [<10>]