[<10>] ====== Толкования на Исх. 20:15 ====== ===== Апостольские постановления ===== **Не кради** **Не кради**: ибо Ахан, укравший в Израиле, в Иерихоне, отошел из жизни, быв побит камнями, и Гиезий, укравший и солгавший, наследовал проказу Неемана, и Иуда, вор принадлежащего нищим, предал иудеям Господа славы и, раскаявшись, удавился, //и расселось чрево его и выпали все внутренности его// [[new:act:01:18|(Деян 1:18)]], и Анания и жена его Сапфира, укравшие собственность и искусившие Дух Господа, немедленно, по приговору соапостола нашего Петра, умерщвлены. //**Апостольские постановления.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Не кради** Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, //не убивай, не прелюбодействуй//, **не кради** [[old:ish:20:13|(Исх 20:13-15)]]: каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. //Люби ближнего твоего, как самого себя// [[new:mf:19:19|(Мф 19:19)]]; //продай имение твое и раздай нищим// [[new:mf:19:21|(Мф 19:21)]]; //кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два// [[new:mf:05:41|(Мф 5:41)]], – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Не укради** [[old:vtor:05:19|(Втор. 5:19]]; [[new:mf:19:18|Мф. 19:18)]], да Ведущий сокровенное не воздаст тебе, пренебрегшему о Нем, сугубым наказанием. Но старайся и от даваемого тебе тайно уделять нуждающимся, чтобы приять от Бога, видящего в тайне, сторицею, и наследовать жизнь вечную в грядущем веке. //**Изъяснение десяти заповедей.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Не кради** Что запрещается восьмой заповедью? Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Какие главнейшие грехи, запрещаемые восьмой заповедью? Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них: грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или по завещанию; когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных; тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене. Какие добродетели соответствуют восьмой заповеди? Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным. Немилосердие к бедным является ли грехом против восьмой заповеди? Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий. Какая добродетель противоположна грехам против восьмой заповеди? Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах [[new:mf:19:21|(Мф. 19:21)]]. //**Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О восьмой заповеди**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **Не кради** Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, и она не должна быть в ущерб ближнему твоему. Братие, только невежды идут на воровство, то есть те, кто не знает двух главных истин этой жизни: Первая истина состоит в том, что человек не может украсть незаметно. Вторая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства. //**Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Не укради** Против этой заповеди погрешают явные воры, а также разбойники, насильники и грабители. Воры тайные, кто ворует тайно. Воры-лжецы, как те торговцы и все те, кто обманывает других, продавая с помощью обманных весов и мер, а также используют тысячи других средств, кто использует ложь. Потому и Господь назвал торговцев разбойниками и ворами, сказав: //«Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников»// [[new:mf:21:13|(Мф 21, 13)]]. Также и те, кто берет проценты. Преступлением этой заповеди является и сребролюбие, к которому относятся страсти и грехи, рождающиеся от сребролюбия, о которых мы сказали. //**Руководство к исповеди.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Не кради** Так как те, которые вращаются в делах этой жизни, ради пропитания и добывания необходимого бывают вынуждены покупать или продавать и стремиться к прибытку от своего дела, то даже тем, которые освободились от других страстей, а именно: прелюбодейства, блуда, идолослужения, человекоубийства, – трудно не поддаться этому пороку. //**Комментариий на Послание к Ефесянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Не кради** Поскольку грех этот преимущественно поражает праздность, то справедливо Павел противопоставил ему доброе делание. Ибо есть и худое делание: один из видов его – воровство. Повелевает же апостол заниматься деланием не ради одного чрева, но и в потребность нуждающимся. //**Толкования на Послания апостола Павла (Еф 4:28).**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не кради** Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого [[old:gen:03:19|(Быт 3:19)]], который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего (см. толкование [[old:ish:22:start|22 гл.]]), а потому и не наносить ущерба его собственности. [<10>]