[<10>] ====== Толкования на Исх. 20:22 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-26 **И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя** С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова [[old:vtor:05:05|Втор 5:5]]. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (ст. 24-25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – //«говорил с неба»// [[old:vtor:04:36|(Втор 4:36]]; [[old:neem:09:13|Неем 9:13)]]. Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им [[old:lev:26:01|(Лев 26:1)]], то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных [[old:vtor:27:05|(Втор 27:5]] и д.; [[old:nav:08:31|Нав 8:31]]; [[old:1mak:04:47|1 Мак 4:47)]], так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения [[old:vtor:12:05|(Втор 12:5]], [[old:vtor:12:11|11]], [[old:vtor:12:21|21]]; [[old:vtor:14:23|14:23]]; [[old:vtor:16:06|16:6]], [[old:vtor:16:11|11)]] жертвенник может быть сооружаем там, где //«Господь положит память имени Своего»// (24), т. е. там, где Он проявит Свое присутствие ([[old:3ts:09:03|3 Цар 9:3]], – по поселении евреев в Ханаане получил полную силу закон Второзакония об единстве места богослужения, цит. мм.). Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы. [<10>]