[<10>] ====== Толкования на Исх. 23:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и бедному не потворствуй в тяжбе его** Сказано: **Бедному не потворствуй в тяжбе его**. Что это значит? Значит: будь тверд и несгибаем, если и нищий согрешит. Если же не должно потворствовать нищему, то тем более – богатому. Это говорю я не только судьям, но всем людям, чтобы они нигде не нарушали справедливости, но везде свято соблюдали ее. //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **и нищаго да не помилуеши на суде** Как только нищета, почитая бесчестным просить, прибегнет к обвинению, и свое несчастие употребит во зло, вмешиваясь в чужие дела, и примет на себя вид не просителя и ищущего покровительства, но ходящего по судам обвинителя, – она утратит право на сожаление. Потому и Источником правды изречено: **да не помилуеши бедного на суде**. Ибо нуждающегося и просящего надлежит пожалеть, а жалующегося и обвиняющего – нимало не должно. Он не милости просит, но утверждает, что его обижают. ---- Сказанное законодателем: **нищаго да не помилуеши на суде** исполнено не бесчеловечия, как ты думаешь, но человеколюбия и всяческой справедливости. Ибо этим достигается две важные цели: одна – не поощрить нищих к тому, чтобы они вмешивались в чужие дела, другая – привести в как можно больший страх тех, которые судят несправедливо и за богатых подают голос, решающий их победу. Ибо, если и тем, которые борются с неукротимым и неусмиримым зверем нищеты, когда вместо того, чтобы просить, жалуются, не надлежит оказывать милости, то тем более не должно делать сего тем, которые, при великой роскоши, обижают нищих. ---- Поскольку нуждающемуся требуется тот, кто подал бы ему, и судящемуся – тот, кто рассудил бы тяжбу, то законодателю угодно, чтобы нищета не дела бы разбирала, но просила. А если, оставив просьбы, она обратится к клевете, то не в праве быть помилованною на суде. Поэтому сказано: **да не помилуеши нищаго на суде.** Ибо должно миловать, но не судящего, а просящего. Если же вместо того, чтобы просить, нищий обвиняет, то милости должно предпочесть справедливость, потому что несправедливо нарушать справедливость. Кто во зло употребляет нищету и любит заводить тяжбы, тот не только не в праве пользоваться милосердием, но даже заслуживает ненависть. Ему должно, соблюдая безмолвие, упрашивать, а он сочиняет жалобы. Потому и Источник правды, не благоизволяя, чтобы такового миловали, сим воспрещает ему ябедничать. Если, перестав вести себя, как прилично просителю, осмелится он превратиться в затеявшего тяжбу, то и у произносящего о нем приговор да одержит верх справедливость. Тот, на кого принесена жалоба, одержав верх, волен после победы своей оказать милость побежденному, а кому дана власть произнести приговор, тот не в праве поступать в ущерб справедливости. Законоположник, обуздывая и ненасытность властительства, и пристрастие нищеты вмешиваться в чужие дела, узаконил: **нищаго да не помилуеши на суде.** Не бесчеловечию научает он этим, но удерживает от худого, чтобы нищеты не употребляли во зло, вмешиваясь в чужие дела. Если же запретил миловать нищего, борющегося с не внимающим ничему зверем – бедностью – то тем более обуздал ненасытность богатых. //**Письма. Книга II.**// ===== Прпп. Варсануфий и Иоанн ===== **нищаго да не помилуеши на суде** Это значит, что судия должен право судить о вещах и не нарушать справедливости, под предлогом того, чтобы помиловать нищего. Упросить же соперника, чтобы он оказал ему милость, - в сем нет неправды. //**Руководство к духовной жизни.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и бедному не потворствуй в тяжбе его** Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ([[old:ish:22:24|22:24]] и д.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его [[old:lev:19:15|(Лев 19:15)]]. [<10>]