[<10>] ====== Толкования на Исх. 23:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним** Послушай, что говорит Христос иудеям, пресмыкающимся долу. **Если увидишь, **говорит Он,** упавшего осла у врага своего, не проходи мимо, но подыми**. Но гораздо легче разнять ссорящихся между собой, нежели поднять упавшую скотину. Если же должно поднимать осла у врагов, то тем более души у друзей, особенно когда последнее падение гораздо бедственнее; ведь души от тяжести гнева падают не в грязь, а в огненную геенну. Между тем ты, жестокий и бесчеловечный, видя брата своего лежащего под тяжким бременем, и дьявола предстоящего и разжигающего пламя гнева, проходишь мимо! Так поступать даже и с животными не безопасно. Самарянин, когда увидел раненого, человека совсем ему неизвестного и не имевшего к нему никакого отношения, остановился, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, нанял врача, и деньги хозяину гостиницы частью заплатил, частью обещал заплатить ([[new:lk:10:start|Лук. 10]] и далее). А ты, видя человека, который попался не разбойникам, но полчищу демонов, и подвергся ярости врага не в пустыне, но среди площади, – когда тебе не нужно ни денег платить, ни осла нанимать, ни идти далеко, а только сказать несколько слов, – ты, жестокий и бесчеловечный, не хочешь помочь, но бежишь мимо! Как же ты надеешься сам когда-нибудь получить милость у Бога? //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним** Что же? Господь предписывает нам помогать даже переносящим тяжести вьючным животным врагов, с давних пор уча нас не радоваться несчастьям врагов, чтобы мы через упражнение в этом научились молиться за врагов. //**Строматы.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним** Закон приказывает тебе вытащить осла или вола, упавшего в грязь, – и при этом ты смотришь, как подобный тебе христианин, искупленный кровью Христовой, брошен в клоаку пьянства и катается в грязи наслаждения? Ты молчишь, проходишь мимо и не протянешь руки милосердия призыванием, упреками и устрашениями? Если же скажешь, но он не станет тебя слушать, то тайно сообщишь священнику, чтобы он надежно исполнил дело, опираясь на свой авторитет, поскольку ты не справился своим смиренным увещеванием. Будь уверен: если с искренней любовью не обратишься ко всякому грешнику – сначала тайно, а если останешься неуслышанным, то при всех, – то к тебе будет применимо это слово, которое говорится нерадивым священникам: «Если не вразумишь беззаконника о его беззаконности, то //Я взыщу кровь его от рук твоих//» [[old:iez:03:18|(Иез 3:18)]]. //**Проповеди.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **аще же узриши осля врага твоего падшее под бременем его, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним** И в Ветхом Завете, премудрый (так как из него только, оставляя Завет Новый, берешь ты предметы для собеседования с нами), хотя не явно и не прямо, но загадочно, наикротчайшее Естество узаконило нам примиряться с врагом, сказав: **аще узриши осля врага твоего, падшее под бременем, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним.** Но если ты не в состоянии проникнуть в глубину сего изречения, попытаюсь истолковать тебе оное и раскрыть намерение законодателя, потому что он узаконил сие, не столько имея попечение о животном, но наиболее ради самих людей. Враг, пришедший поднять павшее животное, без сомнения, вступит в беседу с врагом и скажет: "Там подними ты, а я подниму здесь". Беседа же есть начало примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная Тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой – чтобы животное не погибло, второй – чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей – чтобы враги примирились и стали друзьями. Ибо, кому сделано добро, тот, если он и бесчувственнее камней, постарается вознаградить благодетеля, а признанного благодетелем, конечно, уже не будут более почитать врагом. Видишь ли, как неизреченная Премудрость узаконивает все, имея в виду благость и человеколюбие? //**Письма. Книга II.**// ===== Лопухин А.П. ===== **если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним** См. Толкование на [[old:ish:23:04#lopuxin_ap|Исх. 23:4]] [<10>]