[<10>] ====== Толкования на Исх. 27:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-21 **И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.** Итак, когда Бог давал повеления относительно святой скинии, после устроения десяти завес, говорит к священноначальнику Моисею: **«И ты заповедай сынам Израилевым, и да возьмут для тебя елей из маслин, без осадка, чистый, выжатый, для возжжения света, дабы горел светильник всегда в скинии свидетельства вне завесы, что над Заветом: зажигать будет его Аарон и сыновья его с вечера до утра пред Господом – (это) узаконение вечное в роды ваши от сынов Израилевых; и ты приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его, от сынов Израилевых священнодействовать Мне»** ([[old:ish:27:20|Исх. 27:20]]-[[old:ish:28:01|28:1]]). На этом да престанет Божественное Откровение, и перейдем уже к посильному изъяснению его. **Елеем чистым** и **без выжимок**, кажется, обозначает чистейшую и совершеннейшую природу Духа Святаго, которая, входя в нас непостижимым для нас образом, подобно елею, питает, поддерживает и умножает в душе нашей освещение, как в светильнике находящееся. Так и божественный Креститель, веруем, воссиял светом свидетельства о Спасителе нашем, не отынуду получив силу световождения, как чрез умственный елей, способный и годный к возжжению Божественного света в нас, на который прикровенно указал и Сам Спаситель в словах: //«Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]. Итак, блаженный Креститель был **«светильник»**, всегда в скинии свидетельства, как опять в прообразе, «горящий и светящий». Что он светит в **скинии свидетельства**, этим прекрасно указывается на то, что принято в церквах освещение от него и оно должно находиться не вне священного и Божественного двора Спасителева. Впрочем, **светильник** оказывается **вне завесы**, чем указывается на то, что он (Креститель) должен вносить простейшее и предварительное только освещение, говоря: //«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»// [[new:mf:04:17|(Мф. 4:17)]], но он не открывает ничего из сокровенного внутри завесы, очевидно из тайн нашего Спасителя, ибо не крестил в причастие Святаго Духа и не внес освещение от Него вовнутрь завесы, а был во внешней (первой) скинии, //«имевшей еще стояние»// [[new:evr:09:08|(Евр. 9:8)]], по слову Павла. Если же говорит, что **«будет возжигать его Аарон и сыны его от вечера до утра пред Господом – (это есть) закон вечный в роды ваши»**, то и эти слова, думаю, должно толковать подобным же образом. **Аарон и сыны его** означают священнодействующих в свое время в церквах, то есть учителей в них и служителей Божественных жертвенников. Им повелевается всегда сохранять сияющим умственный **светильник**, то есть Иоанна, на что указывают слова: **«будут возжигать его от вечера до утра»**. Ведь все то время, в которое подобало светиться свету светильника, есть продолжительность ночи, чрез которую знаменуется мера настоящего века, – а под **светом** разумеем будущий век. Впрочем, горит или сияющим сохраняется светильник, давая всегда приятное верующим в Христа освещение Его и голосом служащих, каждого в свое время, священников будучи свидетельствуем, что истинен говорящий это. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 20-21 **И да возмут тебе елей от масличия** для возжжения светильников. Сим изображается учение Распятого; ибо всякий другой елей не от масличия означает учения чуждые. А что **Аарон и сынове его** возжигали светильники вне завесы **от вечера даже до утра,** сие изображает израильских священников, приносивших жертвы вне Церкви Христовой, и также Пророков, бывших до явления Солнца правды; ибо, когда воссияло утро с пришествием Господа нашего, тогда прекратилось и кончилось служение светильников Сказанное же: **агнца единаго да сотвориши рано, и втораго агнца да сотвориши в вечер** [[old:ish:29:39|(Исх. 29:39)]], указует на закланного за нас Агнца Божия: и еще, агнец заколаемый утром, означает праведников, а агнец, заколаемый вечером, кающихся грешников, за которых и умер Христос. И еще, Бог сказал Моисею о составе мира: **и ты возми ароматы** самые лучшие: смирны избранной и киннамона, кассии и елея от маслин [[old:ish:30:23|(Исх. 30:23, 24)]]. Сии четыре вида аромат означают четыре стихии, из которых сложилось тело Бога-Слова. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых** О приношении елея для золотого семисвешника: среди описания устройства будущей скинии говорится об елее потому, что он должен составлять такую же необходимую принадлежность святилища как и его вещи. Приносимый всеми евреями, елей должен быть приготовлен из маслин: должен быть «//чистый//», т. е. без отстоя, без примеси и без сора; должен быть «//выбитый//», т. е. не выжатый прессом, а стекший из растолченных маслин. Елей горел «//во всякое время//», – не только днем, но и ночью, как это подтверждается и положительным законом о всегдашнем горении светильника ([[old:ish:30:08|Исх 30:8]]; [[old:lev:24:03|Лев 24:3-4]]), об утреннем приведении в порядок лампад [[old:ish:30:07|(Исх 30:7)]], а также и тем обстоятельством, что, при отсутствии окон, в святилище нельзя было обходиться без огня и днем. Оправление светильника должно быть совершаемо Аароном и сынами его, т. е. первосвященником и священниками, а не левитами. [<10>]