[<10>] ====== Толкования на Исх. 28:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-16 **Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною** Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному : **да сотвориши слово судное, дело пестрящего, пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно**. Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: //явление// и //истина// [[old:ish:28:30|(Исх 28:30)]]. Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди . Эти //явление// и //истина// были образом Еммануила; ибо //вся, яже слыша от Отца, сказа нам// [[new:in:15:15|(Иоан. 15:15)]] и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь опасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: //Аз есмь истина//. Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И да сотвориши слово судное, дело пестрящаго: по составу ризы верхния да сотвориши сие от злата и синеты, и багряницы и червленицы пряденыя и виссона сканаго** Что значит слово (λόγιον), написанное на персях иерея? Сие слово, ученейший, имеет не одно и то же значение. Но когда ударение стоит на первом слоге (λόγιον), ξно означает изречение, а когда на втором (λόγειον), значит то, что узаконено было возлагать на перси первосвященнику, то есть "святилище", или "дом", или храм слова. Поскольку ты спрашиваешь: "А почему это возлагалось на перси первосвященнику?" – отвечаю: во-первых, надлежало, чтобы помысл, как браздодержец, правил раздражительною и вожделевательною силою, а потом надобно было, чтобы священнику украшением служила истина и ясность, ибо на слово возлагались явление и истина((Явление, или – 12 драгоценных камней, нашитых на слово судное – четвероугольное облачение на груди первосвященника; через них в важных случаях получали откровение Божией воли.)) ([[old:ish:28:30|Исх 28:30]] и др.), и первым означалась ясность, а второю – истинность. А если угодно понимать и иначе, то, поскольку внутреннему слову прилична истина, а произносимому – ясность, и, может быть, поскольку и в камнях, как говорят, бывало некое сияние, когда священнодействующий входил в святилище и действительно объяснял изрекаемое им, то и даны сии наименования. //**Письма. Книга II.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 15-20 **Сотвориши слово** (наперсник) **судное четвероугольно и сугубо; пяди долгота его и пяди широта его; и нашиеши на нем швение каменное в четыри ряда.** Ряд первый **сардий, и топазий, и смарагд;** ряд второй **анфракс и сапфир и адамант;** ряд третий **лигирий, и ахат, и амефист;** ряд четвертый **хризолиф, и вириллий, и иаспис.** Четыре ряда камней изображают четыре сонма чинов в духовном Израиле, а цветом камней указуется вид, достоинство и служение сих чинов. Камни сии нашиты были на слово судное, и возлагались на перси первосвященника, в означение того, что, как знаки сии были близки к персям первосвященника, так и все помышления всякого разумного существа близки ведению Еммануила. А тем, что первосвященник носил слово судное на персях, таинственно означается, что Еммануил есть Судия живых и мертвых. На краях рядов были гранатовые яблоки, и между яблоками золотые звонцы. Сии яблоки означают народы языческие, а звонцы - Апостолов и учителей Церкви, которые проповедуют и назидают. И еще, в яблоках видим, что языческие народы поддерживаются Сыном; а в звонцах узнаем, что оглашающий Церковь Еммануилову глас и проповедников есть самый чистый из всех чистых гласов.\\ Повторением же повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего дается разуметь, что когда Еммануил придет во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека, и каждому по делам его, с какими предстанет на суд, назначено будет свое место в умопредставляемой скинии. Которые принесут дела милосердия, как золото, те войдут во внутреннюю скинию; а которые принесут пост и молитву, как серебро, те будут следовать за первыми: также и всякий, по житию своему, получит приличное ему место. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною** Название наперсник дано одежде от ношения ее на груди, а наименование «//судный//» произошло от присутствия в нем (см. объяснение ст. 30). Сделанный из той же самой материи, что и ефод, он представлял квадратный плат в пядень длины и ширины (около пяти вершков). был двойной, состоял из сложенной вдвое материи. [<10>]