[<10>] ====== Толкования на Исх. 28:30 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним** Священнику надлежит словно бы суд над сынами Израиля носить в сердце, пред очами Господа, и рассуждать о вине подвластных ему только по велению внутреннего судии, чтобы не примешивать к нему ничего человеческого там, где рассуждает поставленный Божественной властью, чтобы собственная скорбь не усилила в нем стремления к порицанию. И раз он поставлен борцом с чужими пороками, пусть искореняет и свои, чтобы не запятнала спокойствия судии тайная зависть и чтобы не смутил его внезапный гнев. //**Пастырское правило.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним** См. Толкование на [[old:ish:28:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 28:15]] ------- На груди первосвященника висело двенадцать камней, посреди которых были еще два других камня – //свидетельство// и //истина//. Иносказательно это указывало на святых апостолов, между которыми находится Эммануил, Который и есть свидетельство и истина. Ведь Он свидетельствовал нам об истине, упразднив почитание теней и образов. //**Послания.**// ===== Лопухин А.П. ===== **На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним** С наперсником судным был соединен «урим и туммим». Еврейский текст, говоря об отношении последнего к первому, употребляет выражение «нататта» (от натан), означающее: «прибавь, приложи» урим и туммим к наперснику (ср. [[old:lev:08:08|Лев 8:8)]]. (Здесь интересно рассмотреть соответствующий текст Славянской Библии – //И опояса его по устроению ефуда, и стисне его им: и возложи нань слово, и возложи на слово явление и истину. Прим. ред.//). Сообразно с этим название «урим и туммим» означало предмет, прилагавшийся к наперснику. С большей точностью выясняется отношение между ними путем сравнения данного стиха и Лев 8:8 с 16 и 21 ст. 25 гл. книги Исход. В том и другом стихе говорится о вложении в ковчег скрижалей завета, причем в еврейском тексте употреблен тот же, что в [[old:ish:28:30|Исх 28:30]]; [[old:lev:08:08|Лев 8:8]], глагол «натан» с предлогом «эл». Но если в них он характеризует отношение скрижалей к ковчегу, то и в последних – отношение урима и туммима к наперснику. Как скрижали вложены в ковчег завета, так урим в наперсник. Возможность этого видна из того, что последний был «двойной», состоял из двух кусков материи. Но если урим и туммим «вкладывался» в наперсник, то его уже нельзя отождествлять, как делают некоторые, с 12 камнями: они были на наперснике, но не в наперснике. С представлением об уриме и туммиме, как предмете, совпадает и другое, высказанное экзегетами, мнение, будто бы этим именем называлось получаемое первосвященником откровение. В частности, на отличие урима от откровения указывает [[old:chis:27:21|Чис 27:21]]: //«и будет он// (Иисус Навин)// обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении урима»//. Из сравнения слов: //«и будут они (урим и туммим) у сердца Аарона»// с дальнейшим выражением: //«и будет Аарон носить суд сынов Израиля у сердца своего»//, с несомненностью следует, что название «суд» усвояется уриму и туммиму и что в зависимости от этого содержащий их наперсник получил имя «наперсника судного» (ст. 15). И так как с выражением «//суд//» (евр. «мишпат») соединяется понятие об откровении [[old:is:51:04|(Ис 51:4)]], то название урима «судом» указывает на то, что посредством него открывалась воля Божия, получалось откровение [[old:chis:27:21|(Чис 27:21)]]. (Это толкование подходит к славянскому толкования «урим» и «туммим» как «слово» и «истина». //Прим. ред.//) [<10>]