[<10>] ====== Толкования на Исх. 32:1 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 1-4 **Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** Впрочем, народ не допустил до себя дара: прежде чем предстал законодатель, необузданно предавшись идолослужению. Немало прошло времени, пока Моисей в собеседовании с Богом занят был Божественным тайноводством: в продолжение сорока дней и стольких же ночей под покровом мрака причащался он присносущной той жизни, был даже вне естества, потому что в это время не имел нужды в пище для тела. Тогда-то народ, подобно ребенку, оставшемуся без надзора пестуна, несмысленными стремлениями вовлекается в бесчиние и, восстав на Аарона, приводит священника в необходимость предводить ими в идолослужении. Идол сделан из золотого вещества (и идолом был телец); народ восхищался своим нечестием. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-11, 20 **Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым** //О сотворении тельца израильтянами// Не имеющие закона в помощь себе слепыми и нерассуди­тельными стремлениями воли увлекаются, и весьма легко, ко всему худшему, и впадают в великую вину пред Богом и людь­ми; и хотя часто представляются недугующими сим безвинно, однако, напротив, имеют обыкновение удивляться и высказы­вать похвалу наихудшему и не умеют различать того, что поистине достоприятно и что, наоборот, постыдно и подозритель­но. Ибо подобно тому как суда, переплывающие великое и пространное море, если имеют способного и искусного кормче­го, то совершают плавание счастливо, если же таковым бывает кто-либо из людей, не очень искусных, то перебрасываются туда и сюда и едва не преклоняются пред ударами волн, кото­рые гонят их куда хотят: так точно и человеческая душа, не имеющая закона своим кормчим, легко уклоняется ко всему тому, что ей угодно, и опьяняется волнами собственных плот­ских удовольствий. Испытавшим это мы найдем Израиль. Имея ум, еще не расположившийся к благочестию, и сердце, еще не утвердившееся в Боге, он снова изобличаем был, как возвраща­ющийся назад и как возлюбивший преступление проклятого и мерзостного идолослужения. Посему о них и сам Спаситель говорил: //Егда же нечистый дух изыдет от человека, прехо­дит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. И возвращуся, говорит, в дом свой. И пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых.// Затем, прибавляя к сему, //аминь,// говорит, //глаголю вам: тако будет и роду сему лукавому// [[new:mf:12:43|(Матф. 12, 43-45;]] [[new:mf:05:18|5, 18;]] сн.: [[new:lk:11:24|Лук. 11, 24-26)]]. Ибо в начале они изгнали злого духа, когда принесли в жертву агнца во образ Христа, помазаны были кровью и избежали губителя. Но вот опять впали в то же, и гораздо худшее, нежели прежде, состоя­ние, если несомненно истинен тот, который говорит о возлю­бивших такую болезнь: //Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный// [[new:2pet:02:21|(2 Пет. 2, 21-22)]]. Уже из того, на что они дерзну­ли, всякий может усмотреть, что они снова возвращались на свою блевотину и вследствие возвращения к блевотине валя­лись в прежней тине. Ибо написано, что **и видевше люди, яко умедли Моисей снити с горы, восташа люди на Аарона, и глаголаша ему: востани, и сотвори нам боги, иже пойдут пред нами: Моисей бо сей человек, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему. И рече им Аарон: измите усерязи златыя, яже во ушесех жен ваших и дщерей, и принесите ко мне. И изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех жен их, и принесоша ко Аарону. И взя от рук иже, и слия их делом литым, и сотвори им телца литаго, и рекоша: сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския. И видев Аарон, созда олтарь прямо ему, и проповеда Аарон, глаголя: праздник Господень утре. И обутреневав наутрие, вознесе всесожжения, и принесе жертву спа­сения: и седоша людие ясти и пити, и восташа играти**. Божественный Моисей, весьма хорошо тайноводствовавший их в законах, медлил своим пребыванием на горе Си­найской. Народ же, в неразумии своем не обратив внимания на замедление его, дошел до такой степени умоповреждения, что как будто совершенно не знал уже, что находился во вла­сти всемогущего Бога, хотя и созерцал Бога, снисшедшего на гору Синайскую в виде огня, и сам слышал голос Его, и Мои­сея умолял быть посредником между ним и Богом. Не скажет им кто-либо: о, полные крайнего безумия! подлинно умедли Моисей; но какое же отношение это имеет к Богу, Который всегда соприсутствует живущим на земле, хотя бы и не видим был? Да возопиет поэтому Божественный Давид: //род строп­тив и преогорчеваяй// [[old:ps:077:08|(Псал. 77, 8)]]. К тому же и Моисей: //забыл еси Бога питающаго тя// [[old:vtor:32:18|(Втор. 32, 18)]]. В каких еще богах нуждался тот, кто столь чудесно был освобожден? – тот, ради которого град и трехдневный мрак одержал землю Египет­скую? – ради которого у всех в одну ночь погибли первен­цы? – которому свирепое и неукротимое море (расступившись) дало возможность избежать жестокости гонителей? Но если бы кто захотел о каждом из сего говорить в подробности, то должен был бы потратить много времени на все. Итак, когда медлил на горе премудрый Моисей, израильтяне приступили к Аарону, который, видя, как неотразим для него приступ сей, так как они вопили: **сотвори нам боги, иже пойдут пред нами**, повелел приносить серьги жен и дщерей. Они же тотчас принесли. Что они впали в заблуждение египетское и подпали прежнему безрассудству, это показал Аарон самым делом, устроив для них поклоняемый идол в виде тельца. Ибо телец был в Египте предметом почитания не только для самих египтян, но и для других, которые недуговали их прелестью((При этом имеется в виду особенное почитание, какое в Египте оказывалось Апису, священному быку, содержавшемуся в Мемфисе. Здесь он имел для себя особый храм с двумя приделами, заключавшими в себе жилище и большой двор, и был по-царски содержим многочисленными жрецами, кормившими и поившими его из золотых сосудов. Он же служил для египтян и оракулом. Ему приносили жертвы из быков, преимущественно рыжего цвета. Изваянные, лепные и др. изображения его были почитаемы во всем Египте. См. о сем у Геродота в его Истории, III, 27 и дал. и у Страбона в его Географии, XVII, 1, 22. 27. 31 и др.)). Видишь, как возвращаются они к прежнему. Снова вошел в них нечистый дух. И были для них, по слову Спасителя, //послед­няя горша первых// [[new:mf:12:45|(Матф. 12, 45)]]. Впрочем, я думаю, что Божественный Аарон весьма премудро потребовал **усерязи** (серьги), едва ли не означая чрез сне то, что они лишили слух свой подобающего ему украшения, так как уже не имели благопокорливости, но напротив увлеклись к богоненавистной и пре­ступной непокорности. Ибо, после того как Бог заповедал: //да не будут тебе бози инии разве Мене// [[old:ish:20:03|(Исх. 20, 3)]], и они выразили одобрение сим словам и почтили их достохвальнейшим согласием, сказав: //вся, елика глагола Бог, сотворим и послушаем// [[old:ish:24:03|(24, 3]] и [[old:ish:24:07|7)]], теперь они искали богов изваянных. Видишь ли, как они отвергли благопослушливость? И это, ду­маю, значит ушное украшение. Смотри же, как осмеивает Аарон их попытку. Показав им идола, сделанного в виде тельца, он взывал к ним: **сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския**. Но известно, что не тельцом они освобождены были от рабства (потому что как или откуда это могло бы случиться?) но //рукою крепкою и мышцею высокою// [[old:ps:135:12|(Псал. 135, 12)]] и посредством знамений и чудес. Таким образом, как бы в напоминание о совершенном от Господа он посмевается, говоря: **сии бози твои, Израилю**. Между тем они принесли и жертвы, потом ели и пили как бы в праздник, и **восташа играти**. Ибо за отступлением от Бога последует и то, что отступившие связуются узами плотского, нечистоту считают наслаждением и прекрасною и приятною усладою считают то, о чем им надлежало бы плакать. Посему и блаженный Павел нечистое идолослужение полагал в числе плотских грехов. //Явлена суть,// говорит он, //дела плотская, яже суть блуд нечистота, студодеяние, идолослужение// [[new:gal:05:19|(Галат. 5, 19-20)]]. Ибо это заблуждение влечет за собою еще худшие, и удаление от Бога заставляет недуговать постыднейшими из всех зол. И подлинно, они составляли хоры, воспевая, как я думаю, застольные песни, делая и говоря то, что свойственно пьяным. Не знавшего о сих дерзостных поступках Божественного Моисея поставляет в известность о них Бог, так говоря: **иди скоро, сниди отсюду: беззаконноваша бо люди твои, ихже извел еси из земли Египетския: преступиша с пути скоро, егоже заповедал еси им: сотвориша себе телца, и поклонишася ему, и пожроша ему, и реша: сии бози твои, Из­раилю, иже изведоша тя из земли Египетския. И ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их: и сотворю тя в язык велик. И помолися Моисей пред Господем Богом своим**. Слышишь ли, как Израиля, легкомыс­ленного и увлекающегося и весьма удобопреклонного к от­ступлению не удостоивает именовать и народом своим? но хотя и сам даровал ему закон, однако приписывает дело это Моисею. Ибо **преступиша**, говорит, с** пути скоро, егоже запо­ведал еси им**. Поэтому и Христос говорил, что думаю­щим то же самое, представляющим нечестие под видом благо­честия и не заботящимся об истинном делании добра Судия на Божественном судилище скажет: //отступите от Мене, делающии беззаконие: не знах вас// [[old:ps:006:09|(Псал. 6, 9;]] [[new:mf:07:23|Матф. 7, 23)]]. Итак, знаемыми Богу и поистине народом Его могут быть только те, которые имеют к Нему крепкую любовь, сохраняют чистоту в вере, утверждены в делании добра и отстраняют от себя об­винение в легкомыслии. Впрочем, Моисей умолял Бога и про­сил Его пресечь гнев свой на всех. Ибо должно, поистине должно было, чтобы тогдашний ходатай подражал истинному ходатаю Христу, который избавил нас от гнева свыше, бывше­го на нас за великие грехи, как Сын даруя согрешившим оп­равдание в вере. Так Божественный Моисей и в том, что свои­ми молитвами отклонил ярость гнева Божия, был прообразом ходатайства Христова. Затем он сходит с горы. Когда же он увидел плясавших и услышал голоса пьяных, то сокрушил скрижали, на коих были начертаны законы для них, уже не удостоивая их детоводства, как непослушных и неразумных или малоразумных и имеющих ум, крайне легко увлекающий­ся к тому, чем не следовало бы увлекаться, и, таким образом, учинивших скорое отступничество. Потом, когда пришел в их сонмище, то стер тельца в порошок и, опустив его в воду, **напои ею**, сказано, **сыны Израилевы**, едва ли не означая сим, что и внутренностей и утробы их коснулось нечестие. Думаю также, что чрез сие он указывал им и на то, что они имеют сердце, исполненное скверного и мерзостного идолослужения. Призвав же избранных, он повелел умертвить наиболее виновных перед другими; не щадя ни брата, ни соседа, ни знакомых. И таким образом пало двадцать три тысячи чело­век((В ст. 28 главы 32, где означено число павших, это число есть – три тысячи. Но замечательно, что в Вульгате также значится двадцать три тысячи. В еврейском же мазоретском тексте – три тысячи.)). Когда же он совершил соразмерное вине наказание над людьми, столь бесстыдно нечествовавшими, то возвратился к Богу и принес мольбы за остальных. И едва лишь тогда Бог склонился на его мольбы, говоря, что более отнюдь не Сам будет с ними, но уже пошлет к ним Ангела для того, чтобы он был приставником и вождем их на пути. Сверх того и народ оплакивал этот свой грех. Тогда Бог повелел снять одежды (дорогие) и все украшение, и таким образом идти в смирении. Когда же это приведено было в исполнение, тогда **взем**, сказа­но, **Моисей кущу свою потче ю вне полка**. Таков вкратце буквальный смысл истории. Но мы найдем, что то же самое дерзнули сделать происшедшие от Израиля и тогда, ког­да Единородный соделался подобно нам человеком. Ибо Он призывал их в Царствие Небесное, как древле чрез Моисея призывал их в землю обетованную, и обещал соделать свобод­ными верующих в Него; потому что освобождал и происхо­дивших из племени Израиля, принимавших в вере спасение кровью, от властолюбия египетского. Они заклали прообразовательного агнца и тогда еще, когда Христос совершал уже таинство. Но имевшие закон, прекрасно детоводивший ко Хрис­ту чрез тени и прообразы, всячески хвалившиеся словами Мо­исея, не уважали самого Моисея: они обратились к //учениям и заповедям человеческим// и свергли с себя иго служения Богу. Они отнюдь не пришли к Тому, чрез Которого Бог управляет вселенною, то есть ко Христу. И какой был предлог к сему? Они уклонились к мирской прелести и, прилагая наибольшую заботливость о наслаждениях сей жизни, но справедливости были отвергнуты. Ибо, призываемые на брак, они не хотели прийти, под предлогом приобретения жен (брачного) и полей (сн.: [[new:lk:14:18|Лук. 14, 18]] и [[new:lk:14:20|20]]). И уже было время, чтобы Израиль, ниспадший до такой степени нечестия, вполне подвергся гневу. Но молитвы святых спасли останок. Однако многих постигло наказание; потому что пали от мечей и истребляемые жесто­кою войною, и все-таки не познали, что зло постигло их за преступление безумия против Христа. Свергши же с себя, как бы одеяние древней оной славы, и все духовное украшение, великою недугуют неблагодарностью и проводят жизнь, ли­шенные всякой славы. А что и Сам Христос отдалился от них, на это указал Моисей, далеко от стана поставивший свою пере­носную палатку (скинию). Ибо Христос оставил толпы иудеев или полки и все множество их и, отступив от них весьма дале­ко, явил неподвижную скинию, Церковь из язычников, кото­рую и Своею объявляет; об этом Он в одном месте устами Псалмопевца говорит: //зде вселюся, яко изволих и// [[old:ps:131:14|(Псал. 131, 14)]]. Итак, надлежало чтобы являлись наконец совлеченными и лишенными украшения и славы не имеющие Еммануила, Господа славы, Который облек любящих Его украшением от веры и добродетелей, так чтобы они весьма радостно говорили: да возрадуется душа моя о Господе: //облече бо мя в ризу спасе­ния, и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою// [[old:is:61:10|(Иса. 61, 10)]]. Ибо необыкновенна красота, очевидно мысленная, которая во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось** После того, как народ Еврейский оказался неверным перед Богом, мы не должны удивляться тому, что он несколько раз показывал себя непокорным и неблагодарным перед Моисеем. С целым народом бывает тоже, что и с одним человеком: уклоняясь на путь несчастия, он погрязает в глубине зла на погибель себе и другим. Кто удаляется от Бога, того и Бог оставляет и предает в неискусен ум творити неподобное [[new:rim:01:28|(Рим. 1:28)]]. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-10, 15, 17 **И видевше людие, яко умедли Моисей снити с горы, принуждаху Аарона: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами. Моисей бо, сей человек, иже изведе нас от земли египетския, не вемы, что бысть ему.** Разве Моисей не при вас взошел на гору, не пред вашими очами вступил в облако? Идите на гору, и если не найдете ни Моисея, ни Иисуса, делайте, что вам угодно. Если с вами манна, с вами крастели, с вами столп и облако; то как нет с вами Моисея, когда с вами все, что сделано его рукою? Аарон препирался с народом, но увидел, что и его хотят побить камнями, как побили Ора, к которому Моисей, восходя на гору, повелел народным старейшинам до возвращения своего с горы ходити на суд [[old:ish:24:14|(Исх. 24:14)]]. Ибо после сего об Оре уже не упоминается; почему и говорят, что во время возмущения против Аарона, при слиянии тельца, Ор умерщвлен, как воспрещавший Евреям изменить Богу. Посему, Аарон, чтобы избежать смерти, и чтобы Евреи не подверглись наказанию за убиение его, и вместо одного тельца не сделали себе многих богов и не возвратились к Египту, хотя бы и не вошли в самый Египет; – с хитрым намерением посылает принести усерязи жен своих, надеясь, что жены, или жалея серег своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца. Однако же написано: **изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех их, и принесоша к Аарону.** Как дороги им были серьги, когда брали их у Египтянок, так и теперь дорог стал телец, так что на слияние его отдают и серьги свои. Художники взяли золото, сделали болван и слили тельца, и все сказали: вот бог твой, который извел тебя из земли египетской. Так, Евреи отвергли Бога, Который сотворил для них все чудеса на море и на суше, и тельцу, которого возлюбили, приписали то, чего он не сделал. И сказанное, что Аарон, устрашившись, создал тельцу алтарь, делает вероятным, что Ор был умерщвлен, когда народ заставлял их священнодействовать пред тельцом. Но Аарон, чтобы продолжить время до возвращения Моисеева с горы, говорит: **праздник Господень утре. И обутреневав** приносят тельцу жертвы. Те самые, которые ели манну, пили воду, источенную Моисеем, и были под облаком, теперь **восташа играти** пред тельцом. **И рече к Моисею:** то есть, Бог истины сказал богу народа: **беззаконноваша людие твои, ихже извел еси из земли египетския. Сотвориша себе тельца, и реша: сей бог твой, иже изведе тя из Египта.** Бог открывает сие Моисею, чтобы побудить его к молитве. Почему, вместо того, чтобы сказать: удержи Меня, чтобы не погубил их, говорит: **остави Мя, и потреблю их.** Ибо, если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А потому, если Бог открыл Моисею, то сие самое показывает, что не был намерен погубить народ. Таким образом, Бог сперва Сам вознамерился простить Евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но чтобы грех прощен был не даром, и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и самое прощение было многоценнее в глазах Евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении. Когда же Моисей молитвою своею и воспоминанием об отцах их умилостивил Бога на горе; тогда вместе с Иисусом **возвратився Моисей, сниде с горы: и две скрижали в руку его. И рече Иисус: глас ратный в полце.** Если бы Иисус до сего времени был в стане: то не сказал бы сего; потому что знал бы о слиянии тельца. Не сказал бы также сего, если бы он был при Моисее; потому что слышал бы, что Бог сказал Моисею: **беззаконноваша людие твои**. Посему, Иисус не был ни с Моисеем, ни с народом, но оставался между Моисеем и народом; то есть семь дней пребывал вместе с учителем; а после того, как воззвал Господь Моисея, остался уже один без учителя. //**Толкования на священное Писание. Книга Исход.**// ---- Израильский народ, которому сопутствовали на его пути к морю знамения наказания, чтобы они устрашились, и который в безжизненной пустыне был окружен чудесами благословения, чтобы они примирились, из-за недостатка веры под ничтожным предлогом отверг эти знамения и чудеса. Ибо он перестал с благоговением взирать на окружавшие его чудеса. Они увидели, что Моисей не рядом, и по этой причине, близкой им, склонились к идолопоклонству Египта. Так как Моисей был немного отдален от них, то явился телец, бывший перед ними, которому они могли бы поклоняться также и открыто, ибо в сердцах своих они тайно поклонялись ему и прежде. Когда же их идолопоклонство из тайного стало открытым, тогда и Моисей, бывший до того скрытым, открыто появился, чтобы также открыто наказать тех, чье идолопоклонство разгулялось под святым облаком, осенявшим их. Бог отделил пастуха стада от его паствы на сорок дней , чтобы паства показала, что ее упование связано с тельцом. Хотя Бог питал их всеми добротами и удовольствиями, паства выбрала себе в качестве пастуха тельца, который даже не мог пастись и есть. Моисей, державший их в страхе, был отделен от них, чтобы идолопоклонство могло возопить их устами, так как из-за запрещения Моисея они молчали и говорили в сердцах своих. Ибо они возопили: **сделай нам богов, чтобы они шли перед нами**. //**Проповедь о Господе нашем.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось** Как видно из [[old:vtor:09:09|Втор. 9, 9]] и д., требование народа «**сделай нам богов, которые бы шли пред нами**», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога [[old:ish:20:01|(Исх. 20, 1–2)]], то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (ср. [[old:vtor:31:01|Втор. 31,1–6]]). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «**сделай богов, которые бы шли пред нами**». Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами [[old:ps:105:20|Пс 105]] //«и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте»// [[old:ish:32:20|(ст. 20–21)]]. [<10>]