[<10>] ====== Толкования на Исх. 32:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** См. Толкование на [[old:ish:32:01#svt_grigorij_nisskij|Исх. 32:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И взя от­ рук их и слия их делом литым, и сотвори им телца литаго. И рекоша: сии бози тво­и, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския** **Сии бози**; одного только видят тельца, один созданный кумир, почему же (говорят) **сии бози**? Этим народ хотел показать, что он покланяется не тому только, что было пред его взорами, а воображает себе и многобожие, высказывает свою мысль, а не просто рассуждает о лежащем пред глазами. **//Беседы о покаянии.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** См. Толкование на [[old:ish:32:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 32:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** Что Аарон, брат Моисея, предназначенный быть первосвященником народа Божия, мог дойти до того, что не только своим молчанием и согласием попустил столь ужасное нечестие, но даже сам сделал идола, это для нас должно служить доказательством немощи естества человеческого и обличением самонадеянности тех, которые полагаются на свою мудрость, благоразумие, силу. После такого примера человеческой слабости, кто может полагаться на свои собственные силы? //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** См. Толкование на [[old:ish:32:02#prp_maksim_ispovednik|Исх. 32:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** См. Толкование на [[old:ish:32:01#prp_efrem_sirin|Исх. 32:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской** Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аписа в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх [[old:ish:32:06|(ст. 6)]], пляске [[old:ish:32:19|(ст. 19)]] и шумных песнях [[old:ish:32:18|(ст. 18]]). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: //«отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов»// [[new:act:07:39|(Деян 7:39)]]. Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «**вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской**». Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею [[old:ish:32:08|(ст. 8)]]: служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, [[old:ish:32:05|ст. 5]], и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками [[new:1kor:10:07|(1 Кор 10:7)]]. [<10>]