[<10>] ====== Толкования на Исх. 40:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его** Но **«и внесешь стол»**, говорится потом, **«и предложишь предложение его, и внесешь светильник и положишь лампады его»** (Исх. 40:4). В обоих надо разуметь Христа. Под видом стола, имевшего хлебы предложения, прообразуется Христос, потому что в Нем все питаются к жизни вечной, очевидно приобщаясь Его святой плоти, по сказанному Им: //«Я есмь хлеб, с неба сошедший и жизнь дающий миру: если кто ест от хлеба сего, жить будет вовек, и хлеб (же), который Я дам, Плоть Моя есть за жизнь мира»// ([[new:in:06:51|Ин. 6:51]]). Итак, предложение стола, то есть хлебы, означает святое Тело Христа, питающее всех к вечной жизни. А как и блаженный Давид и с ним алкавшие, как написано ([[old:1ts:21:04|1Цар. 21:4–6]], [[new:mf:12:03|Мф. 12:3–4]]), ели хлебы предложения, то посмотрим, не изображается ли и этим что-либо таинственное. Ведь по установлению закона вкушать хлебы предложения было невозможно за исключением одних только священников. А между тем касались этой священнейшей пищи не происходившие из священнического колена – Давид и бывшие с ним. Это было для того, чтобы посредством этого опять указать на веру язычников и отчасти израильтян. Христос принадлежал израильтянам, как священнейшим //«ради отцов»// ([[new:rim:11:28|Рим. 11:28]]) и закона, но к ним привзошло некоторым образом хотя и бывшее по причине заблуждения не священным множество иноплеменников и стало вкушать хлеб жизни, которым соприсутствует и Давид и как бы служит представителем спасенных из Израиля, что и блаженный Исаия называет //«останком»// ([[old:is:10:22|Ис. 10:22]]), ибо многие из них уверовали во Христа. Так посредством святого стола должен познаваться Христос. Точно так же – и светильник, как светящий всему дому, то есть миру, ибо //«Я есмь свет мира»//, говорит ([[new:in:08:12|Ин. 8:12]]). Он имеет не одну, а семь лампад (old:chis:08:02|Чис. 8:2), ибо светит (Христос) многообразно и осиявает души верующих различными дарами. Делается он также из чистого золота ([[old:chis:08:04|Чис. 8:4]]), ибо Христос превыше всех и пречестнее. Твердый (литой) имеет он ствол, как написано (там же), ибо во Христе нет ничего пустого или легкого. Имел он и цветы по причине благоухания святыни (во Христе), согласно сказанному: //«Я цвет полевой, лилия долин»// ([[old:pp:02:01|Песн. 2:1]]). И самые даже сосуды его (для наливания масла) означают подаяние Божественных даров благодати. Кроме того, пророк Захария утверждает, что видел при нем две масличные ветви ([[old:zah:04:03|Зах. 4:3]]), дабы разумел ты два помилованных народа, коих и назвал //«сынами тучности»// (помазанными), и говорит, что они предстоят Господу всей земли ([[old:zah:04:14|Зах. 4:14]]), хотя ветви созерцались им при светильнике, давая тем самым очевиднейшее доказательство того, что светильник есть Христос, поставивший при Себе народ из язычников и из иудеев. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения. Ст. 4-5 **И внесеши трапезу и светильник и положиши олтарь златый в каждение пред кивотом свидения. И возложиши покров завесы над дверию скинии свидения** В сих двух стихах идет речь о принадлежностях святилища – второй части **скинии**. Оно назначено было для принесения одних бескровных даров Господу: хлебов, горящего елея и фимиама. Для помещения хлебов приготовлена была **трапеза**. Она устроена была из акации и обложена золотом, имела продолговатую форму, снабжена была золотыми кольцами для продевания шестов, на которых ее носили в путь. На **трапезу** полагаемы были в два ряда, по шести в ряд, 12 испеченных из чистой пшеничной муки пресных хлебов предложения, или приношения пред лицем Господним [[old:ish:25:30|(Исх. 25:30)]]. Количество хлебов, подобно тому как количество драгоценных камней на наперснике первосвященника, соответствовало числу колен Израилевых. Каждую субботу эти хлебы потребляемы были священниками, и притом в самом святилище, как //великая святыня из жертв Господних// [[old:lev:24:09|(Лев. 24:9)]], и заменялись новыми хлебами. Этою бескровною жертвою, непрерывно возлежавшею пред лицем Господним, Израиль благоговейно и смиренно исповедывал, что одному Господу обязан насущным хлебом и от Него единого чаял продолжения этой милости. К принадлежностям **трапезы** относились блюда, две кадильницы с ливаном, чаши и кружки [[old:ish:25:29|(Исх. 25:29)]], – все это из чистого золота. На блюдах ставились хлебы, на каждом по шести. Кадильницы с фимиамом, лежавшие по одной сверх каждого ряда хлебов, как символы молитвы, должны были свидетельствовать о том молитвенном настроении, с каким народ предлагал Господу хлебы. Сверх того, для более наглядного представления жертвенного значения хлебов, фимиам в этих кадильницах воскуряем был в память, в жертву Господу, во дворе **скинии** на жертвеннике всесожжений, каждую субботу, при смене хлебов предложения [[old:lev:24:07|(Лев. 24:7)]]. Чаши и кружки при хлебах назначены были для того, чтобы //возливать ими// [[old:ish:25:29|(Исх. 25:29)]] вино. Оно, как и хлебы, имело в этом случае значение бескровного дара и приносимо было Богу по тем же побуждениям, как и хлебы. На **трапезе** оно наполняло кружки, и из кружек выливалось в чаши и в них при смене хлебов, вместе с фимиамом, износимо было к жертвеннику всесожжений и здесь часть его была изливаема на жертвенник, часть выпивалась жрецами. – Против **трапезы** на южной стороне святилища Господь заповедует поставить **светильник** [[old:ish:26:35|(Исх. 26:35)]]. Он был устроен из чистого золота, на подобие дерева, у которого из среднего ствола выходили ветви, по три с той и другой стороны, и были в уровень с высотою ствола. Ствол и ветви украшены были фигурами почек, чашечек и цветков миндального дерева. Поверх ствола и ветвей сделаны были углубления для лампад. В них горел чистый елей, выбитый из маслины. Он горел непрерывно, возобновляемый священниками каждый вечер и утро. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы и под них золотые лотки [[old:ish:25:31|(Исх. 25:31-37]], [[old:ish:27:20| 27:20)]]. Горящее в седмисвещнике масло было также, как и хлебы с вином, бескровным приношением. Оно было весьма знаменательно в духовном отношении. Вместилище елея – седмисвещник есть образ избранного народа, ветхозаветной Церкви Божией, под таковым образом изображается эта Церковь у пророка Захарии [[old:zah:04:start|(Зах. 4)]], руководимая помазанными от Бога князем и первосвященником . Под образом **светильников** изображаются и новозаветные церковные общества [[new:otkr:01:20|(Откр. 1:20)]]. Елей в **светильнике** – образ благодати Святого Духа, и даже проводник ее при освящении царей, первосвященников и пророков. Елей горящий – образ благодатного духовного просвещения и оживотворения. Горение елея в семи лампадах – образ обилия и полноты благодати, ибо число семь в Писании употребляется именно в смысле полноты и совершенства (например, //словеса Господни сребро очищенно седмерицею// [[old:ps:011:07|(Пс. 11:7)]]. Итак, принося в **скинию** елей для горения в седмисвещнике, избранный народ благодарно исповедывал пред Господом ту великую милость Его, по которой он сподобился быть сосудом благодати Его, приемником и хранителем света Богооткровенной истины среди окружающего языческого мрака, и вместе выражал молитвенное желание и надежду быть достойным этого преимущества на будущее время. – В промежутке между седмисвещником и **трапезою** прямо против очистилища [[old:ish:30:06|(Исх. 30:6)]] Моисею заповедуется **положить олтарь златый в каждение пред кивотом свидения**. Кадильный **олтарь** или жертвенник – это небольшой квадратный стол. Он устроен был из акации, с выдающимися по углам выпусками в форме рогов, и весь обложен был золотом. Для ношения его устроены были шесты, обложенные золотом, которые продевались в четыре золотые кольца, прикрепленные к углам его снизу. На нем ежедневно утром и вечером священники воскуряли благовонные порошки из стакти, оникса, халвама и чистого ливана, всего поровну. Составлять подобное курение для домашнего употребления запрещено было под страхом смертной казни. Рога кадильного жертвенника окроплялись жертвенною кровию [[old:ish:30:|(Исх. 30)]] в день очищения и каждый раз, когда приносима была жертва за грех священника или всего народа [[old:lev:04:07|(Лев. 4:7]], [[old:lev:04:18|18)]]. Курение фимиама пред кивотом **свидения**, или точнее пред **завесою**, закрывавшею кивот, служило чувственным выражением молитв пред Господом, соединенное с желанием, чтобы они также легко восходили на небо, как легко поднимается дым кадильный, и также приятны были Богу, как приятно для обоняния благовоние фимиама [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2]]; [[new:otkr:05:08|Откр. 5:8]], [[new:otkr:08:03|8:3-4)]]. Во все то время, когда священник совершал каждение в святилище, народ, стоявший во дворе **скинии**, благоговейно творил молитвы, соединяя их с молитвою священника [[new:lk:01:10|(Лк. 1:10)]]. – **И положиши покров завесы скинии свидения. Завеса**, которою Моисею заповедуется закрыть вход в **скинию свидения** со двора, надлежало повесить золотыми крючками на пяти покрытых золотом столпах. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== **и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его** См. Толкование на [[old:ish:40:03|Исх. 40:3]] [<10>]