[<10>] ====== Толкования на Лев. 1:2 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом** Отсюда начинается изложение законов о жертвах до VII гл. [[old:lev:07:38|ст. 38]]. Цель и смысл ветхозаветных жертв блаж. Феодорит, подобно др. церковным учителям, определяет следующим образом: «что Бог ни в чем не нуждается, сему, думаю, не будут много противоречить и малоосмысленные. А что неблагоугодны Ему и таковые жертвы, сие открыл Он через многих пророков. Но поелику израильтяне, долгое время прожив в Египте, научились приносить жертвы идолам; то Бог дозволил жертвы, чтобы избавить их от суеверия. Ибо жертвами увеселялись израильтяне ([[old:ish:32:start|Исх XXXII]] гл.; [[old:iez:16:06|Иез XVI:6, 7]]), увеселялись кровью жертв; посему и дозволил их, удовлетворяя такому пожеланию. Сверх же сего Бог управлял через это и другое предохранительное для израильтян врачевство, потому что повелел им приносить в жертву, что боготворили египтяне — из четвероногих: тельца, козла и овцу, а из птиц: горлицу и птенцов голубиных» (отв. на вопр. 1 на кн. Левит). Но, помимо этих мотивов отрицательного свойства, жертва ветхозаветная, без сомнения, имела положительную сторону, воплощая идею служения Богу, конечно, применительно к духовному состоянию ветхозаветного человечества и по соотношению с будущей всемирно-искупительной жертвой Христа Спасителя. Общее имя жертвы — евр. qorban, греч. δῶρον, дар (ср. [[new:mk:07:11|Мк VII:11]], κορβαν ὃ έστιν δῶρον); Акила, Симмах: προσφορὰ; Vulg.: hostia, oblatio: идея дара, посвящения Богу себя и своей собственности — основная в библейском понятии жертвы. Р. Абарбаналь указывал на двойственный смысл термина «корбан» по словопроизводству его (от евр. qarab, приносить, приближать): жертва называется корбан: 1) потому, что она //приносится// на жертвенник, и 2) потому, что она производит великое сближение между приносящим жертву и Богом. Жертва всесожжения, о которой говорится в [[old:lev:01:start|Лев I]], есть жертва частная, приносимая по добровольному обету или намерению отдельных лиц; между тем жертвы греха ([[old:lev:04:start|гл. IV]]), вины ([[old:lev:06:start|гл. VI]]) и очищения (гл. [[old:lev:14:12|XIV:12–19]]) были строго определены в известных, указанных законом, случаях. Жертва всесожжения, будучи выражением всецелого посвящения человеком своей личности Богу, была и самою важною среди всех видов жертвы. Материалом служили для кровавых жертв вообще крупный рогатый скот и мелкий — овцы и козы; для жертвы всесожжения — непременно мужеского пола, тогда как в жертвах благодарности ([[old:lev:03:01|III:1–6]]) и греха ([[old:lev:04:28|IV:28,32]]; [[old:lev:05:06|V:6]]) в иных случаях допускались и животные женского пола. Кроме того в жертве всесожжения и в других случаях приносились две породы птиц: горлицы и голуби, у них пол считался безразличным. Евр. название жертвы всесожжения: //olah// — восходящая, т. е. всецело возносимая на жертвеннике; //ischscheh// — горящая, сожигаемая (по преимуществу); //кalif// — всецелое, совершенное (т. е. сожжение), ср. [[old:vtor:33:10|Втор XXXIII:10]]; [[old:ps:050:21|Пс L:21]], LXX: ὁλοκαύτωμα, Vulg.: holocaustum — жертва, в которой сожигается все жертвенное животное. Последнее во всякой жертве должно быть «без порока», tamim, LXX: ἄμωμον, т. е.: не иметь ни одного недостатка из числа указанных в [[old:lev:22:21|ХХII:21–23]], — так как только вполне здоровое, жизнеспособное и вполне чистое (животное пред жертвоприношением тщательно вымывалось) жертвенное животное могло символизировать силу и жизненность жертвенного предания себя Богу со стороны жертвователя; негодное же животное было нестерпимым оскорблением величия Иеговы, теократического царя Израиля, ср. [[old:mal:01:07|Мал I:7–8]], [[old:mal:01:13|13–14]]. Вместо благоволения Иеговы жертва из негодного материала навлекала бы проклятие на приносящего ее ([[old:mal:01:14|Мал I:14]]). Для принесения жертвы, владелец животного приводил его ко входу скинии собрания (ср. [[old:ish:40:32|Исx XL:32]]), т. е. во двор, где находился жертвенник всесожжений. Далее, ст. [[old:lev:01:04|4–13]], жертвоприношение из крупного и мелкого скота состояло из следующих актов. См. также Толкование на [[old:lev:01:01#lopuxin_ap|Лев. 1:1]] [<10>]