[<10>] ====== Толкования на Лев. 6:24 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 24-29 **И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня** //О том, что, став участниками в таинственном благословении, мы сделаемся совершенно святыми и богоугодными// Божественные ученики соделались распорядителями таинств нашего Спасителя, и это не сами восхитив себе честь и несамозванно устремившись на сие, напротив будучи избраны в апостольское служение и будучи призваны распространить во всей поднебесной спасительное учение, то есть Евангелие Христово. Ибо Христос поставил славных строителей тайн, говоря так: //идите, научите все народы// [[new:mf:28:19|(Мф. 28, 19)]]. И так, с величайшею готовностью повинуясь велениям Господним, они просвещают вселенную. Сами имея наставником своим Небесного Отца и Бога, они делают причастниками благодати других, ибо, как подобало, они твердо памятовали о заповеди пославшего их на сие Христа, который ясно говорит: //даром получили, даром давайте.// И божественный Павел пишет и уясняет глубину таинства воплощения, так говоря: //Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу// [[new:rim:08:03|(Рим. 8, 3-4)]]. Ибо Христос ради нас соделался грехом, как написано, хотя и был совершенно непричастен греху. Мы не привыкли буесловить этого (то есть что был причастен греху), поелику совершенно не знал Он прегрешения, будучи естеством Бог и воссияв от Бога Отца, но поелику стал жертвою за грех: //ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас// [[new:1kor:05:07|(1 Кор. 5, 7)]], и поэтому-то мы и говорим, что он стал грехом. Как я сказал, он принес Себя в жертву, дабы Своею Кровию приобрести Себе поднебесную: //ибо вы куплены [дорогою] ценою// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6, 20)]], по Писанию, и уже не себе принадлежим, но Тому, Кто сделался за нас грехом, дабы освободить нас от прежних наших грехов и чрез Причастие Его Святой Плоти, а ясно, что и Его Крови, явить нас святыми. Это предвозглашал нам и Божественный закон. Ибо в книге Левит написано так: **И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня** [[old:lev:06:24|(Лев. 6, 24-29)]]. Итак, уразумевай, как повелевает закалать грех, то есть жертву за грех. Козел же был образом Христа, сделавшегося, как я сказал, ради нас грехом. Ибо Он //со беззаконными вменися// и распят вместе с разбойниками, был опозорен и проклят, //ибо написано: проклят всяк, висящий на древе// [[new:gal:03:13|(Гал. 3, 13)]]. Но хотя Он нисшел до этого домостроительным образом ради нас, однако был и есть свят, и не вследствие заимствования как бы от другого, подобно нам, напротив по естеству, поелику Сам есть Бог. И мы веруем, что чрез Него освящается всякая тварь, так что назовешь ли мне Ангелов, или иные существа, превосходящие их славою, или еще высшие существа — Престолы и Начала, или укажешь мне на самих Серафимов, — все они освящаются не иначе, как от Отца чрез Сына в Духе. Итак, хотя Он стал грехом, но пребыл тем, чем был, то есть святым по естеству, как Бог, и //не в меру дает Духа//, по слову Иоанна (Крестителя, - [[new:in:03:34|Ин. 3, 34]]). А что и смерть Его Плоти, подъятая для умерщвления плоти, была святою и священною и самым приятным Богу и Отцу фимиамом, на это ясно указывает закон, говоря: **жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение** [[old:lev:06:25|(Лев. 6, 25)]]. Христос есть всесожжение, то есть весь изо всего (целый из целого), а не отчасти, приносимый в воню благоухания Богу и Отцу, поэтому Он есть поистине Святый святых. Ибо в Нем мы освящены и Он есть всецелое наше оправдание и даже освящение самых высших духов, как я уже сказал. **Священник**, сказано, **совершающий жертву за грех, должен есть ее** [[old:lev:06:26|(Лев. 6, 26)]]. Смотри опять, как Церковь управляется священными и Божественными постановлениями во всем, что должно быть совершаемо. Ибо когда приносит (священник) жертву, сие (вышеуказанное) из нее бывает. Всякий, кто воспитан в законах Церкви, знает, о чем я говорю. А что церковь Божия есть самое приличное место Для Божественных священнодействий и что в них необходимо совершается таинство Христово, это ясно докажет (себе) тот, кто был внимателен к сказанному мною: **она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания.** Но в то время была одна скиния в пустыне, а после нее один храм, построенный в Иерусалиме Соломоном, и смертная казнь была определена тем, которые приносят жертву вне скинии. Ибо так говорят священные письмена: //если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего// [[old:lev:17:03|(Лев. 17, 3-4)]]. Итак, противозаконна и скверна и достойна смертной казни наклонность соводворяться с нечестивыми еретиками и держаться общения с ними: ибо они приносят жертву за грех вне святой скинии и совершают священное жертвоприношение не в святых местах. Церковь одна, как древле был один храм, и как была одна и скиния, проявлявшая в образах красоту церкви. Будем же приносить жертву за грех как бы во святом дворе и будем вкушать от святых мяс, то есть делаясь участниками в таинственном благословении, будем получать освящение. И закон свидетельствует об этом, говоря: **всяк прикасаяйся мяс освятится.** А это и кропление кровию жертвы равносильно таинственному благословению. Ибо опять закон говорит: **и ему же аще воскропится от крове ея на ризу, яже аще воскропится на ню, да исперется на месте святе.** И что удивительного, если освящается разумное животное, то есть человек, когда и самые сосуды, избиравшиеся для священнодействия, освящались совершенно свойственным для них образом? Поэтому они и не берутся для обычного употребления, но одни из них вымываются, а другие разбиваются, ибо то, что употреблено было для Божественного служения, как может быть взято на употребление людское. А что вкушение от мяс жертвы подобает святым и никому иному не прилично, как только тем одним, которые научились одерживать победу в борьбе со грехом и торжественно стремились к добродетели, — на это указывается следующими словами: **Всяк мужеск пол в жерцех да снест ю: Святая Святых суть Господу.** Но скажи мне, неужели закон повелел устранять женский пол от благословения? Мы не говорим этого, ибо он освящается вместе с нами. Но то было в прообразах и тенях: чрез мужской и священный род хорошо указывало на тех, которые во Христе духовно мужественны и святы. Итак, мы призваны к участию в благовоннейшей жертве, как священный и //род избранный, царственное священство, народ святой// [[new:1pet:02:09|(1 Пет. 2, 9)]], юноши и девы, старцы вместе с молодыми: ибо во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского, но все мы одного, //ибо все причащаемся от одного хлеба//, по написанному [[new:1kor:10:17|(1 Кор. 10, 17)]]. Итак, отверстыми устами и непрестанными гласами будем славословить Царя всех и искупителя Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-30 **И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня. а всякая жертва за грех, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения во святилище, не должна быть съедаема; ее должно сожигать на огне** По мнению блаж. Феодорита (вопр. 4 на Лев.), жертва за грех закалалась на месте заклания всесожжения, «для утешения приносящих, чтобы знали, что, уврачевавшись покаянием, не чужды уже святым. Посему и наименованы жертвы сии:// святая святых//» [[old:lev:06:29|(Лев VI:29)]]. Великая святость жертвы за грех заключается в очистительной ее силе, какую она черпала от предъизображаемой ею Жертвы Крестной. [<10>]