[<10>] ====== Толкования на Лев. 16:29 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами** Мы веруем, что об этих днях Господь сказал через пророка: в дни ваших торжеств **смиряйте души ваши**. Почему Он так сказал? Потому что посты, бдения и священные скорби смягчают побуждения плоти, а также очищают оскверненные сердца, отнимают силу у телесных членов, но сознанию придают высшую красоту. Ведь ущемлением плоти искупаются преступления вожделений, благодаря длительным упражнениям в скорбях наказываются наслаждения и удовольствия плоти, и таким умерщвлением в настоящее время упреждается приговор будущей смерти. //**Проповеди.**// ===== Ориген ===== **И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами** После этого в седьмой месяц проводятся другие торжества. Первый день месяца знаменуется трубами, как сказано в псалме: //Трубите в новомесячие трубою// [[old:ps:080:04|(Пс 80:4)]]. А в десятый день седьмого месяца - торжество умилостивления. Только в этот день первосвященник облекается во все первосвященнические одежды: тогда он облекается в ясность и истину, тогда он вступает в те неприступные [покои], куда можно вступать лишь один раз в году, то есть во Святая святых. Ибо единожды в году первосвященник, оставляя народ, вступает в место умилостивления и над ним - херувимы, где есть и ковчег завета, и жертвенник кадильный, куда никому нельзя входить, кроме как одному первосвященнику. Итак, если бы я только представил, что истинный Первосвященник мой - Господь Иисус Христос; как, будучи во плоти, Он целое «лето» был с народом - то «лето», о котором Он Сам сказал: «//Благовествовать нищим послал Меня// и //возвещать лето Господне благоприятное// и день отпущения». Я вижу, как единожды в это «лето», в день умилостивления, Он входит во Святая святых, то есть, исполнив предназначение, восходит на небеса и приходит к Отцу, чтобы внушить Ему благосклонность к человеческому роду, чтобы молить Его за всех верующих в Него. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-31 **И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное** Указание общего характера и значения дня очищения: это вместе и пост («//смиряйте//» души ваши: гл. anah — технический термин для духовно-телесных упражнений поста, [[old:is:58:03|Ис LVIII:3]], [[old:is:58:05|5]], [[old:is:58:10|10]]; отсюда в позднейшем иудействе «taannith», пост, — название целого трактата в 2-м т. Талмуда), и величайший покой. «День сей наименовал Моисей субботою суббот, как именуется святое святых, потому и праздник сей гораздо досточестнее субботы, а покорением души назвал пост» (блаж. Феодорит, вопр. 22 на Лев.). Исключительный пост этого единственного в Ветхом Завете дня может быть приравнен к посту великого пятка. [<10>]