[<10>] ====== Толкования на Лев. 19:23 ====== ===== Флавий Патерий ===== **Когда придете в землю, которую Господь Бог даст вам, и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их** Деревья плодоносные суть деяния, обильные добродетелями. Итак, мы срезаем «крайнюю плоть» деревьев, когда, подозревая слабость самого начинания, не хвалим наши дела [еще] в начале. А плоды, которые растут, называем нечистыми и не употребляем их в пищу, потому что, когда начало доброго дела похвально, подобает, чтобы этого не чувствовал дух делателя, чтобы, после того как похвала получена с радостью, плод дела не был съеден несвоевременно. Ибо, кто получает из уст человеческих похвалу за начатое дело, как будто раньше времени съедает плод посаженного дерева. //**Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-25 **Когда придете в землю, которую Господь Бог даст вам, и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш** Закон — подобно другим некоторым ([[old:lev:14:34|XIV:34]]; [[old:lev:23:10|XXIII:10]]; [[old:lev:25:02|XXV:2]]), имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто некультурное, «необрезанное» — нечистое (ср. [[old:is:52:01|Ис LII:1]]; [[old:ier:06:10|Иер VI:10]]); 2) в 4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как благодарение (hillulim, Vulg.: laudabilis, слав.: «похвален») за оплодотворение дерева, — как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды дерева были достоянием его собственника, при чем ему — за точное соблюдение предписания закона — обещается //«прибыток»// (слав.; евр.: lehosiph — для прибавления) плодов (LXX: πρόσθεμα ὑμῖν τὰ γεννήματα). Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в виду, а религиозно-теократическое — посвящение Иегове первых произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота ([[old:ish:13:12|Исх XIII:12]]; [[old:ish:34:19|ХХXIV:19]]). Данная статья развита талмудистами в целый трактат «Орла» («необрезанное»). [<10>]