[<10>] ====== Толкования на Лев. 23:3 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших** //Как должны и мы, поскольку Закон духовен// [[new:rim:07:14|(Рим. 7, 14)]], //праздновать субботу дней и субботу седмиц, то есть Пятидесятницу, и субботу семи лет, то есть семилетие, и субботу семилетия, то есть Юбилей?// Мы празднуем седмицу дней, когда прекратили действие зла. А субботу седмиц мы празднуем, когда прекратили сосложение с лукавыми мыслями. Субботу семилетия же мы празднуем [тогда], когда не принимаем [больше] прилог вожделения, поскольку за год происходит произрастание плодов и пробуждается вожделение к ним. Празднуем мы и Юбилей, когда совершенно упраздняем воспоминание о зле и воображение [, возникающее] от предвкушения того, что с нами произойдет; ведь Юбилей толкуется как разрешение животного от уз или избавление животного от скорбей. Ведь когда человек приобретет совершенное бесстрастие, тогда он разрешается от уз греха и, избавляясь от скорбей, в душу вселяет радость. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== **шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших** Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ([[old:ish:20:08|Исх XX:8–11]]) и неоднократно повторяемый и после ([[old:ish:23:12|Исх ХХIII:12]];[[old:ish:34:21| ХХХIV:21]]), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. [[old:ish:31:13|Исх XXXI:13–14]]). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий — более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c //«священным собранием»// (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная — против обыденной жертвы — жертва ([[old:chis:28:09|Чис ХХVIII:9–10]]). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы //«во всех жилищах»// — по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: //покой нареченный свят Господеви,// по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. [<10>]