[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на книгу пророка Малахии====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний, для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение. По окончании времен плена, Израиль стал переселяться из Вавилона в Иудею и пришел обратно в святой город, сложив с себя иго рабства. Воздвигнут был также и святой храм, когда настоятельствовали делами Зоровавель и Салафииль, который был колена Иудина, и Иисус, сын Иоседека, священник великий. В то время пророчествовали освобожденным из плена Аггей и Захария, когда Ездра и Неемия были у них священнослужителями. Современником упомянутым святым пророкам или же очень немного после них был и божественный Малахия, который называется также Ангелом, ибо это означает имя Малахии. Не следует принимать мнения о нем некоторых, кои всуе баснословят, думая и утверждая, что это был ангел по природе, что он воплотился по изволению Божию и был для израильтян в должности пророка. Но ангелом, как сказал я, назван он прежде всего потому, что его имя имеет такое значение. Потом: не без основания мог называться ангелом (вестником) и тот, кто возвещал израильтянам слова Божии. Так и сам пророк Малахия в изложении своего пророчества говорит, что //«устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко ангел// (вестник) //Господа вседержителя есть»// [[old:mal:02:07|(Мал. 2:7)]]. Об Еммануиле же пророк Исаия говорит: //«и восхотят, да быша огнем сожжены были, яко Отроча родися, Сын, и дадеся нам, и нарицается имя Его: велика совета Ангел»// [[old:is:09:05|(Ис. 9:5–6)]]. Видишь, что «возвещение» другим воли Верховной Природы усвояет некоторым и наименование «ангелов-вестников», хотя по природе они и не ангелы; ибо изъясняющие божественный закон, то есть священники, суть люди, а Сын есть Бог и от Бога по естеству. Так и пророк Малахия был подобным нам человеком. Вся цель пророчества у него направляется как бы к следующим двум обвинениям. Когда, с построением божественного храма, время призывало предстоятелей народа к священнодействию, и израильтян, если пожелают, к исполнению обетов по закону, они, однако же, пользовались заповедями Моисеевыми не беспорочно и не как должно. Так, народ хотя и приносил в жертву обычное, но не очень заботливо, а напротив, лениво и нерадиво, – приводили к жертвеннику наихудшее в стадах, болезненное и негодное. А священники принимали (животных), уже не рассматривая, по закону, пороков, как то: слепых, с обрезанными ушами, обрубленным носом или хвостом, больных коростой, имеющих лишаи, одноятрых. Все такое закон отвергал [[old:lev:22:21|(Лев. 22:21–25]], [[old:lev:22:18|18–19)]], и потому это было дерзостью и ничем иным. И иначе еще священники не радели о подчиненном им народе, не давая правильных объяснений закона и не руководя к благоугождению Бога, но позволяя увлекаться к беззаконному и суетному и уклоняться от прямой стези. Это – один род обвинения. Другой же, кроме того, относится к израильтянам по следующим причинам. Утрачивая любовь к своим женам и потом бросая им разводную запись [[old:vtor:24:01|(Втор. 24:1]] ср. [[new:mf:05:31|Мф. 5:31–32)]], хотя бы и никогда ни в чем беззаконном не повинным, они соединялись с другими и думали, что, решаясь на такое дело, никоим образом не оскорбляют Бога. Другие же питали страсть к дочерям иноплеменников, хотя закон ясно возвещает: //«дщери своя не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему; отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богом инем»// [[old:vtor:07:03|(Втор. 7:3–4)]]. Есть об этом пространная речь и в книгах Ездры [[old:ezd:09:01|(1 Ездр. 9:1]], [[old:2ezd:08:65|2 Ездр. 8:65)]], почему некоторые предполагают, что он (Ездра) есть Малахия, хотя в действительности это и не так. В этом разделе содержатся обвинения. А в конце пророчества речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приносится Богу чистая и бескровная жертва и, с уничтожением греха и преобразованием жителей земли к обновлению жизни [[new:rim:06:04|(Рим. 6:4)]], прекратятся обвинения всех, ибо //«нова тварь»// (есть тот), //«кто во Христе»//, когда //«древняя мимоидоша»// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]], по написанному. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Пророк Малахия происходил из колена Завулонова, и благочестивою жизнью своею приводил в удивление народ, который, видя, что он, по жизни своей, подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Малахия пророчествовал по возвращении Иудеев из Вавилона, возвещая, сколько Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Мы хотим толковать последнего из двенадцати пророков Малахию, имя которого LXX перевели словами Ангела Его, говоря: Пророческое слово Господне на Израиля в руке Ангела Его; в Еврейском вместо этого читается malachi (טלאכי), что более выразительно и правильно передается словами Ангел, т. е. вестник Мой. И не должно думать, – согласно мнению некоторых (последователей Оригена), – что с неба пришел ангел и принял тело человеческое, чтобы возвещать Израилю повеления Господни. В самом деле, если необходимо истолковывать имена и на основании их составлять не духовное понимание, а [сочинять] события, якобы действительно бывшие; тогда и Осия, – что значит Спаситель,– и Иоиль – что значит Господь Бог, – или начинающий, – и остальные пророки не должны быть рассматриваемы как люди, но или как ангелы, или как Господь и Спаситель, потому что это значение имеют их имена. Наконец, другие толкователи, – кроме Семидесяти,– перевели так, как в Еврейском Малахия. А под Малахиею Евреи разумеют священника Ездру, потому что все, содержащееся в книге его, упоминает и этот пророк, говоря: Уста священника будут сохранять познание, и от уст его будут искать закона, потому что от есть Ангел Господа воинств [[old:mal:02:07|(Малах. II, 7)]]. Время и оглавление книги также совпадают; соответственно этому мы и относительно псалмов, у которых нет надписаний, говорили, что они принадлежат, – должно полагать, – тем писателям, именами которых отмечены псалмы предшествующие. Итак, нужно думать, что Малахия, т. е. Эздра, был после Аггея и Вахарии, которые пророчествовали при Дарии. И книга [эта] не имеет надписания, потому что надписание находится в книге того писателя; из нее мы узнаем, что во время персидского царя Артаксеркса Ездра, сын Сераии... и прочих, до того места, в котором говорится: сын Финеса, сына Елеазара, сына Аарона, священника, сначала вышел из Вавилона, и что царь дал ему вследствие бывшей над ним руки Господа Бога его все по желанию его. И с ним пошли некоторые из сынов Израиля, сынов священнических и сынов левитов и певцов, и привратников, и Нафинеев в Иерусалим в седьмой год царя Артаксеркса, и пришли они в Иерусалим в пятый месяц. В тот же самый седьмой год царя в первый день первого месяца он начал путь из Вавилона и в первый день пятого месяца пришел в Иерусалим. Минервий мой и Александр, близкие мои не столько по крови, сколько по вере, это я сказал во вступлении кратко, чтобы, не оставляя предпринятого труда, посвященного пророческим книгам, не обременить себя чрезвычайным трудом ради вас. Имея в виду излагать слона Малахии сначала по еврейскому тексту, а потом по тексту Семидесяти, я укреплюсь содействием молитв ваших, чтобы раскрыть значение того, что нужно. На эту книгу Ориген написал три свитка (volumina). Но прошедших событий он не коснулся, а по своему обычаю весь отдался иносказательному значению пророчества, не сделав ни одного указания на Эздру, и думая, что написавший книгу был ангел, соответственно тому, что мы читаем об Иоанне: Вот Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим [[new:mf:11:10|(Мф. XI, 10)]]. Этого мнения мы решительно не принимаем, чтобы не быть вынужденными признать падение душ с неба. Я не помню, читал ли я другие толкования на книгу этого пророка за исключением краткой книги Аполлинария, которую должно назвать скорее не толкованиями, а замечаниями на книгу. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** ===== Лопухин А.П. ===== ==== Введение. Писатель книги ==== Кто был писателем книги, известной под именем «книга Малахия»? На этот вопрос исследователи книги отвечают различно. Некоторые полагали, что имя //Малахия// — не собственное имя писателя, а нарицательное. Основание к этому давало самое значение слова //Малахия//: «вестник» или «посланник Иеговы». Таких вестников Иеговы было много. Какой же из них здесь выступает? Одни толкователи думали, что здесь имеется в виду //Ангел Божий//, который явился в виде пророка-обличителя и речи которого были тут же вскоре кем-либо записаны. Другие видели здесь обозначение какого-либо из выдающихся деятелей иудейских после плена вавилонского — Ездры, Иисуса первосвященника и др. Даже 70 толковников принимали, очевидно, это имя за нарицательное: они поставили в 1-м стихе книги вместо выражения «Малахия» выражение «Ангела Его». Но все такие предположения не могут быть признаны основательными. Во-первых, предание иудейской Церкви стоит скорее на стороне того мнения, что //Малахия// было собственным именем последнего пророка-писателя. Так, Талмуд высказывает такую мысль, причем называет пророка Малахию членом великой синагоги. Блаж. Иероним свидетельствует также, что в переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха стояло собственное имя //пророка Малахии//. Наконец, толковники Православной Церкви — древние и новые — признают, что книга Малахии написана, действительно, пророком, носившим такое имя, как имя собственное, и Православная Церковь празднует память этого пророка 3-го января. Точно также и большинство современных иностранных толкователей признают имя Малахии собственным именем писателя книги Малахии. Да и странно, в самом деле, если бы в составе пророческих книг лишь одна только книга была украшена столь неопределенным обозначением лица ее написавшего: «вестник Иеговы». Что же касается до предполагаемых лиц, которые скрыли, будто бы, себя под именем «вестника Божия» — Ездры, Иисуса первосвященника и др., то все, что известно из истории об этих лицах, не дает решительно никаких оснований к тому, чтобы кого-либо из них признать писателем книги Малахии (см. подробнее об этом в диссертации г. Тихомирова, гл. I). Что касается личности и положения пророка в иудейском народе, то об этом нельзя сказать ничего определенного. Существуют только предания, более или менее стоящие в зависимости от одного и того же сказания, помещенного в сочинении, носящем заглавие: «О жизни и смерти пророков». Это сочинение, по всей вероятности, составлено было на еврейском языке. Отсюда, конечно, почерпнул свои сведения о Малахии Епифаний Кипрский, а у него заимствовал их наш составитель житий святых, св. Димитрий Ростовский. По этим сказаниям, Малахия родился в Софе, от племени Завулонова. Имя свое «Ангел» он получил от народа за свою необыкновенную красоту и ангельскую чистоту, а также и потому, что много раз беседовал с Ангелом. Скончался Малахия в молодых летах. Некоторые из толкователей полагают, что Малахия происходил из священнического рода, так как он весьма интересуется современным ему положением священства и Богослужения. Но это предположение не имеет для себя достаточных оснований, так как, напр., интересоваться положением священства и Богослужения мог и всякий добрый израильтянин. ==== Время жизни пророка Малахии ==== Большинство толкователей согласно говорят, что пророк Малахия жил после плена вавилонского и несколько времени спустя после пророков Аггея и Захарии. Храм уже был построен, жертвоприношения были в полном ходу, хотя первоначальная ревность к этому делу благочестия уже достаточно охладела [[old:mal:01:06|(Мал I:6]] и сл.; [[old:mal:02:01|II:1]] и сл.; [[old:mal:03:01|III:1]], [[old:mal:03:10|10)]]. Нравственные недостатки народа еврейского теперь уже не те, какие составляли предмет обличений Аггея и Захарии, а, скорее, приближаются к тем, какие существовали во дни Ездры и Неемии. Всего более сходства эти недостатки имеют с теми, какие обличаются в XIII-й гл. книги Неемии. Так, Малахия [[old:mal:02:11|(II:11)]] осуждает обычай жениться на язычницах (ср. [[old:neem:13:23|Неем XIII:23]] и сл.), упрекает евреев за скупость в принесении жертв ([[old:mal:01:07|I:7]] и сл.) и десятин [[old:mal:03:10|(III:10)]], как отчасти делает это и Неемия ([[old:neem:13:10|ХIII:10]] и сл.). Во дни Ездры, когда само правительство участвовало в содержании храма ([[old:ezd:06:09|Езд VI:9]] и сл., [[old:ezd:07:20|VII:20]] и сл.), едва ли было место для таких сетований по поводу скудости приношений, какие (сетования) содержатся в речах Малахии. Точно также, нельзя допустить, чтобы и во время пребывания Неемии в Иерусалиме были возможны случаи, о каких сообщает Малахия [[old:mal:01:08|(I:8)]]. По всей вероятности, во время произнесения речей Малахией Неемия был в отсутствии. Об удалении своем из Иерусалима, которое имело место на 12-м году служения Неемии в должности правителя, т. е. в 433 году, сообщает сам Неемия [[old:neem:13:06|(Неем XIII:6)]]. Он говорит и о тех беспорядках, какие утвердились в его отсутствие среди возвратившихся из плена иудеев, и какие он устранил по своем возвращении в Иерусалим. В виду этого, едва ли возможно допустить, чтобы Малахия мог найти такие же беспорядки вскоре по возвращении Неемии в Иерусалим и в это время говорил бы свои обличения. Всего вероятнее, что эти обличения были высказаны именно //во время отсутствия Неемии// в Иерусалиме. Отсюда несомненно, что деятельность пророка Малахии падает на эпоху Ездры и Неемии, т. е. на 5-ое столетие до Р. X. ==== Содержание книги ==== Общая мысль речей пророка Малахии — это протест против небрежности в деле Богослужения и, вообще, против нарушения теократических обычаев в народе израильском. В особенности, сильно обличает Малахия за отсутствие страха Божия священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Но своею обличительною проповедью пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии: главною его целью было приготовить народ к пришествию Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придет скоро, что Он выступит как Судия для всех, вообще, людей и, значит, в том числе и для иудеев. Но и священники, и простые иудеи, не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет при пришествии Своем всех, если бы, по Своему снисхождению к избранному народу, Он не послал ему нового Илию, который должен обратить Израиля на путь спасения. Это содержание книги в еврейской Библии умещено в три главы, какому делению следуют и протестантские издания Библии. В переводе же LXX-ти, Вульгате, славянском и русском, книга Малахии разделена на четыре главы, так что третья глава еврейской Библии разделяется на две: первый стих четвертой главы у нас есть 19-й стих третьей главы в еврейской Библии. ==== Характеристические черты книги Малахии ==== Книга пророка Малахии, с внешней стороны, имеет ту особенность, что в ней вместо древнего поэтически-риторического способа изложения мыслей появляется, по преимуществу, диалектическое изложение. Пророк, обыкновенно, предпосылает общее положение, а потом выставляет противоположную мысль, которая и дает ему повод обстоятельно разъяснить и обосновать выставленное им самим положение (см. [[old:mal:01:02|I:2]] и сл., 6 и сл.; [[old:mal:03:08|III:8]] и сл., [[old:mal:03:13|13]] и сл.). Это придает особую живость речи пророка и объясняется, может быть, тем, что в послепленное время, вскоре, появилось в иудействе так называемое «совопросничество». Малахия пишет прозою — изредка только встречаются стихи. Язык у него почти совершенно чистый, иногда только несколько окрашенный арамеизмами. Последнее можно объяснить тем, что евреи после плена подчинились, в отношении языка, влиянию палестинских (западных) арамеев, живших в соседстве с довольно малочисленной иерусалимской колонией. Притом, этот западно-арамейский язык был официальным языком западной половины персидского царства (с. 111). Что касается мировоззрения пророка Малахии, как оно отражается в его книге, то он, как и два других послепленных пророка, Аггей и Захария, придает первостепенное значение в жизни избранного народа вновь построенному иерусалимскому храму. Все благополучие народа зиждется, по его убеждению, на почтении к храму и благоговейном совершении в нем Богослужения. Сообразно с этим он предъявляет самые строгие требования к иудейскому священству. Но, зато, Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем оба другие послепленные пророка. Он ненавидит только идумеев, этих закоренелых врагов народа иудейского, а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие [[old:mal:01:11|(I:11)]], тогда как Аггей и Захария изображали день Господень, как уничтожение всей языческой силы ([[old:ag:02:05|Агг II:5]] и сл.; [[old:zah:01:15|Зах I:15]]). Малахия говорит только об этом суде, что он коснется народа иудейского ([[old:mal:03:13|III:13]] и сл.). Обращает также на себя внимание та симпатия, какую Малахия чувствует ко всем слабым и обиженным, в особенности же, к отверженным женам. Он — ярый враг развода [[old:mal:02:16|(II:16)]]. Наконец, Малахия предвещает, что Бог придет в Свой храм внезапно и здесь произведет Свой суд над иудеями, причем Ему будет предшествовать Предтеча или Ангел [[old:mal:03:01|(III:1)]]. ==== Каноническое достоинство книги Малахии ==== Книга Малахии, несомненно, была внесена в канон священных книг тогда, когда этот канон получил свое завершение, т. е. в конце деятельности Неемии. В этом убеждает нас, например, то обстоятельство, что к 3-му веку до Р. Х. уже существовал сборник //12-ти пророков// (см. [[old:prsir:49:12|Сир XLIX:12]]). Сирах, очевидно, и цитирует книгу Малахии, когда говорит о пророке Илии ([[old:prsir:48:10|XLVIII:10]] ср. [[old:mal:04:06|Мал IV:6]]). В Новом Завете книга пророка цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую [[new:mf:11:10|(Мф XI:10;]] [[new:mk:01:02|Мк I:2;]] [[new:lk:02:17|Лк II:17;]] [[new:rim:09:13|Рим IX:13)]]. ==== Толкования на книгу Малахии ==== Из святоотеческих толкований на книгу пророка Малахии известны толкования Ефрема Сирина, Иеронима, Кирилла Александрийского, Феодорита (все переведены на русский язык). Русские толкования принадлежат еп. Палладию, Смирнову И. К. (епископ Иоанн), Грецову А. (Книга пророка Малахии. Опыт критико-экзегетического последования. М. 1889 г.) и профессору П. Тихомирову (Пророк Малахия. Исследование. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., стр. 596). — Истолкования на иностранных языках указаны в книге проф. Тихомирова. К указанным там книгам нужно прибавить еще книгу Моора (о пророке Малахии, 1903 г., на лат. яз.) и третье, вновь обработанное, издание толкования Орелли: «Малые пророки», 1908 г., на нем. яз (вводные сведения в книге дал, в недавнее время, проф. П. Юнгеров, «Частное историко-критическое введение в священные книги В. З.», вып. 2-й, 1907 г.). [<10>]