[<10>] ====== Толкования на Мал. 1:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, не зло ли? Приведи е князю твоему, еда приимет тя? еда приимет лице твое? глаголет Господь вседержитель** Между тем как закон повелевал рассматривать недостатки в жертвенных животных [[old:lev:22:21|(Лев. 22:21)]] и увечных отвергать, а беспорочных освящать, в то время они приносили все без разбора и безразлично, и обращали слишком мало внимания на подобающую Богу славу, но старательно заботились только о том, чтобы как можно более набрать жертв и в изобилии иметь овнов у себя дома, и, быть может, даже в самой святой скинии. Но, стражи закона, неужели это не плохая жертва, если кто приводит хромое (животное)? Если и хромое или болезненное, то как избежать порока увечности? Неужели же вы не сочтете таковых плохими и для жертвы негодными? Но если вы думаете про себя, что они не таковы, то пусть кто-либо отнесет их в подарок и в качестве дара одному из начальников (ваших). – Не приимет, говорит, он и за принесенный дар не окажет почтения к лицу приносящего, но весьма разгневается как оскорбленный. Посему весьма неразумно осмеливаться приносить Богу то, чего ни один из нам подобных не захочет принять. Великий это у нас грех, если мы, намереваясь принести что-либо Богу, стали бы искать, что имеем похуже и низшего достоинства, не помышляя, несчастные, о том, что и Каин не совершал жертву (Богу) приятную, так как приносил неправильно, соблюдши себе первое и изрядное, а Бога задумав почтить низшим. Но //«не внят»// на жертвы его [[old:gen:04:05|(Быт. 4:5)]] Бог всяческих, ибо не вменяет в честь пренебрежения к Себе со стороны приносящих. Неприемлемыми в жертву закон делал слепых животных, также хромых и недужных, причем слепое (животное) прикровенно обозначает не имеющих божественного освещения в своих сердцах, – а хромое – не умеющих прямо ходить в добродетелях, – недужное же – не очень твердо, как бы расслабленно и нерадиво исполняющих свое служение Богу. Сказал негде и устами пророка: горе творящим //«дело Господне с небрежением»// [[old:ier:48:10|(Иер. 48:10)]]. Посему надлежит нам иметь ум правильно ступающий и сильный, ибо тогда мы будем приятны и священны у добролюбивого Бога. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, то не зло ли** В смысле иносказательном приносящей слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или если дал что в дар, раскаиваясь в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами [[new:mf:23:start|(Мф. 23)]]. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если вы приносите в жертву слепое [животное], разве это не зло? И если вы приносите в жертву хромое или слабое, разве и это также не зло? Принеси это вождю твоему, разве оно понравится ему, или разве он примет лице твое? Говорит Господь воинств** О различии жертв и о том, что Евреи должны были приносить и чего не приносить в жертву, более полно мы узнаем из книги Левит [[old:lev:21:start|(глав. XXI]] и [[old:lev:22:start|XXII)]]. – Итак, по возвращении из Вавилона священники, левиты, привратники, певцы, Нафинеи и слуги Соломона, список которых дал Ездра, приносили Господу недозволенные законом жертвы, именно жертвы из слепых, хромых и имеющих разные недостатки животных [[old:ezd:02:start|(1 Ездр. II)]], т. е. то, что пророк выражает одним названием слабый (languidus). Если, говорит он, ты принесешь нечто подобное вождю своему, разве он не отвергнет тебя? Разве он не подумает, что этим ему наносится обида? А вы дерзаете приносить в жертву Богу то, что не осмеливаетесь приносить в дар человеку! Было бы слишком долго раскрывать в настоящее время таинственное значение каждой жертвы. Я скажу только о тех, о которых говорится в настоящей главе. Слепы те жертвы душевные, которые не просвещаются светом Христовым и не имеют ока, чистого по слову Евангелия [[new:mf:06:22|(Мф VI, 22)]]. Не тверда, не устойчива молитва просящего, который приступает к ней разсеянно (duplici mente); он услышит вместе с народом Иудейским: //Доколе вы будете хромать на обе ноги// [[old:3ts:18:21|(3 Цар. XVIII, 21)]]. А болезненна и имеет всякого рода слабость та жертва, которая не имеет силы Христа Бога и мудрости Божией. И такого рода жертвы, которые не имеют света истины и не движутся твердою стопою мудрости, а шатаются от слабости разного рода, если приносятся предстоятелю (рrinсiрi) Церквей, или какому-либо ученому и мудрому учителю, разве не будут отвергнуты, и не послужат к безславию того, кто осмелился таковые жертвы принести? **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф** Пророк объясняет здесь, что он разумеет под «нечистым хлебом»: это слепые, хромые и больные животные, с которыми нельзя явиться даже к начальнику области — по всей вероятности к какому-нибудь персу, — когда приходится обращаться к нему с какою-либо просьбой. На востоке издревле установился обычай приносить начальникам и судьям подарки, и евреи не могли не подчиняться этому обычаю, хотя их собственным судьям закон запрещал брать дары [[old:ish:23:08|(Исх XXIII:8)]]. — Откуда появилось у послепленных иудеев обыкновение приносить такие недозволенные законом жертвы? Очень может быть, первоначально приносители, действительно, не имели лучших животных, и священники решались принимать и таких, чтобы не обидеть приносителя, все же хотевшего выразить чем-нибудь свою преданность Иегове. Но потом, постепенно, это вошло уже в привычку, и негодных животных священники стали принимать и тогда, когда знали, что у приносителя есть и хороший скот. У них укрепилась мысль: «Иегова не обратит на это внимания, потому что и ранее за это не карал!» См. также Толкование на [[old:mal:01:06#lopuxin_ap|Мал. 1:6]] [<10>]