[<10>] ====== Толкования на Мал. 2:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин, глаголет Господь вседержитель** Благонравию достойнейших некоторым образом противопоставляет преступления нерадивых, и противоположением лучшего обличает худшее. Как //«свет во тме»// является [[new:in:01:05|(Ин. 1:5)]] и совершается в немощех сила [[new:2kor:12:09|(2 Кор. 12:9)]], так и красота добродетели имеет более ясный вид, если рядом с нею полагается какое-либо зло или грех. Итак, некоторые прожили священнодостойно, в мире исправляя себя самих и других, и были с Богом, и многих обратили от неправды, ибо носили в устах знание и были точными толкователями божественных законов. Бывшие же после них, к коим (обращена теперь) речь, **«уклонились от пути**», ибо отпали от справедливости, немало повредили себе самим и другим, и многих изнемоществили в законе, то есть сделали немощными и недеятельными в избрании жизни законосообразной. Ведь если начальство ходит вне закона, то не естественно ли без всякого сомнения уклониться (от закона) вместе с ним и подчиненным, и вместе с выдающимися пасть и тем, кои находятся в низшем положении и обладают меньшим разумением? Да, как сообразующийся с законом и праведный священник подчиненных своих соделывает подражателями своих достоинств, так и напротив; ибо если сами они растлили закон Левиин, то вероятно ли было, чтобы тайноводствуемые ими считали закон достойным почитания? //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8, 13-14 **Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих. Слезы покрыли дом Господень. Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси**. Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность к своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Почему священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8 – 9 **Вы же отклонились от пути и весьма многих соблазняете относительно закона. Вы сделали недействительным договор [Мой] с Левием, говорит Господь воинств. Поэтому Я и сделал вас презренными и жалкими для всех народов, так как вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали при исполнении закона** Это не относится к лицу Христа, но к тем, которые поставлены на служение Ему, как это понятно благоразумному читателю, даже и без моего замечания. Смысл места этого такой: Я хотел сделать вас тем, что показано в выше приведенном отрывке, и о чем Я чрез Моисея говорил во Второзаконии: //Предоставьте Левию учение его и истину – мужу праведному// ([[old:vtor:33:08|Втор. XXXIII, 8]], – по тексту LXX) и проч. А вы отступили или отклонились от правильного пути, хотя Я и говорил: //Не уклоняйся ни направо, ни налево// [[old:vtor:05:32|(Втор. V, 32)]], и сделали многих нетвердыми в законе, или соблазнили относительно закона, как перевели Акила и Симмах. Уклоняться направо это значит воздерживаться от той пищи, которую Бог сотворил для употребления, осуждать брак и принимать то, что запрещено в другом месте: //Не будь слишком праведен// ([[old:ekl:07:16|Еккл. VII, 17]] по тексту LXX). Уклоняться налево это значит, если кто предается роскоши и похоти и соблазняет многих в законе: //таковому было бы лучше, если бы ему повесили на шею мельничный// (ослиный – asinarius)// жернов и он был бы брошен в море, чем соблазнить единого из малейших// [[new:mf:18:05|(Мф. XVIII, 5)]]. А нетвердыми в законе сделали многих те, которые, хотя чрез веру во Христа и получили силу веры, но делают нетвердыми их вследствие нерадивого поведения своего; относительно их весьма справедливо сказано: Вы сделали недействительным договор Мой с Левием, договор жизни или мира и прочее, относящееся, – как мы сказали, – к служению священника. Посему и Я, говорит Он, сделал вас презренными и отверженными у всех народов, чтобы они унижали вас и вместо славы и чести попирали вас, как отверженных и презренных, ибо вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали в исполнении закона. Среди многих грехов Левия и тех священников Божиих, которые произошли от Левия, крайним и самым главным поставляется тот грех, что они лицеприятствовали в исполнении закона, так что рассматривали не дело, а взирали на лица, презирая бедного праведника и охотно принимая и почитая богатых, но несправедливых. К ним обращена речь в восемьдесят первом Псалме: //Доколе будете судить неправедно и принимать лица грешников// [[old:ps:081:02|(Пс. LXXXI, 2)]], и Апостол Павел говорит к Галатам: //Бог не принимает лица человека// [[new:gal:02:06|(Гал. II, 6)]]. Более полно обличает и осуждает этот грех Апостол Иаков [[new:iak:02:start|(Иак. II, 1 – 10)]]. Будем думать, что то, что говорится древне – еврейскому народу, говорится также и нам, чтобы мы предохраняли себя от пороков и не лицеприятствовали в исполнении закона и, будучи почитателями закона Божия, не предпочитали лжи истине. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 8-9 **Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона** Современные священники, вместо того, чтобы учить народ истинному пониманию и исполнению закона Моисеева, соблазняют его нарушать этот закон разными извинениями (см. [[old:mal:01:13|гл. I ст. 13-й]]). Этим они разрушают завет Левия с Богом (см. [[old:mal:02:05|ст. 5-й]]), и Бог, вместо того, чтобы благоволить к ним, лишит их всякого авторитета в глазах народа: народ перестанет обращаться к ним за научением. — //Лицеприятствуете в делах.// Здесь пророк указывает на другой порок священников — на их лицеприятие в решении судебных дел, в решении которых священники принимали участие по закону (ср. [[old:vtor:19:17|Втор. XIX:17]]). См. также Толкование на [[old:mal:02:01#lopuxin_ap|Мал. 2:1]] [<10>]