[<10>] ====== Толкования на Мал. 2:17 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом его? Зане ресте: всяк творяй зло, добро пред Господем, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды** Прежде я говорил, что не одним образом, но весьма многими Бог всяческих огорчался на потомков Левия. И, порицая нерадение священнослужителей, говорил: //«и внесосте хищения и хромая и недужная»// [[old:mal:01:13|(Мал. 1:13)]], – и к этому присоединил: и лицеприятствовали лиц обинустеся в законе [[old:mal:02:09|(Мал. 2:9)]]. Оказывая, как надо думать, почтение и неподобающее уважение некоторым из приближавшихся к ним (по состоянию), они неправедно осуждали слабейших и угнетали некоторых своим корыстолюбием, судя не по правде и по закону, но давая решение неправильное и пристрастное, – или может быть и похищая даже отнюдь им не принадлежавшие владения, – а также с удовольствием принимая подарки, злоупотребляя саном священства и превозносясь над подчиненными. Смотря на ведущих такой образ жизни, столь бесславный и беззаконнейший, некоторые из потерпевших несправедливости как бы приходили в изумление. И это потому, что не было на них никакого наказания от Бога и проявления Его гнева, как это иногда бывает с обвыкшими презирать Его, – напротив, они пребывали в благополучии и наслаждениях. Не вынося этого и быть может уже не стараясь иметь в уме своем мысль о несравненном милосердии Божием, они едва только не кричали от малодушия, говоря: **«всяк творяй зло, добро пред** Ним, **и в них Сам благоволи»**, то есть, пожалуй даже добр (оказывается) в очах Бога худых дел свершитель, и Он услаждается избравшими столь постыдную жизнь. Ведь если это, говорит, не истинно, то **«где есть Бог правды»**? Подобало конечно, подобало Властелину правды не долготерпеть столько к корыстолюбивым священнослужителям и осквернявшим жертвенник, и всего более старавшимся совершать неправедные, нечестивые и беззаконные дела. Это могло быть виною вникшего в них малодушия. И должно знать, что по смыслу толкуемого изречения, употребляющие столь безрассудные слова прогневляют Бога, ибо едва не решаются даже порицать долготерпеливого Бога, благостно ожидающего обращения заблудившихся и перехода к лучшему впадающих в грех. Так и божественный Павел медливших и все еще избегавших покаяния порицал, говоря: //«или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения// и правосудия //Божия"// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4–5)]]. Итак, весьма, конечно, сильно оскорбляют Бога те, коими овладевают столь холодные (жестокие) чувства и кои извергают о Нем столь необузданные речи. А те, кои дают повод к такому недугу, окажутся повинными греху. Итак, избранным священнослужителям или призванным к священству подобает проводить жизнь святую и ходить правильным путем в Церкви. В таком случае они будут служить образцом благоустроения и всякой добродетели для подчиненных мирян, кои, созерцая достославную и изрядную красоту образа жизни священников, будут прославлять и Бога всяческих. О сем, думаю, прямо сказано устами Спасителя: //«да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех»// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]. Как соблазняются миряне, когда священники решаются жить беззаконно, так и величайшую и обильнейшую приобретут пользу, если могут видеть их (священников) совершающими доброе и желающими жить так, как угодно Богу. //**Толкование на пророка Малахию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вы утруждали Господа речами вашими и говорили: «Чем мы утруждали Его»? Тем, что говорите: «Всякий делающий зло благ в очах Господа, и таковые угодны Ему» ? Или же вот так: Где есть Бог правосудный** Это место более полно излагает семьдесят второй Псалом, который начинается так: Как благ Бог Израиля тем, которые праведны сердцем; мои же ноги едва движутся, и мои стопы почти поскользнулись; ибо я возревновал о неправедных, видя мирную жизнь грешников, ибо не оказывается внимания смерти их, и крепки удары от них. В трудах людских они не участвуют, и не подвергаются бичеванию вместе с людьми [[old:ps:072:05|(Пс. LХХII:5)]] и затем: И сказал я: «//Итак ужели я напрасно оправдал сердце свое, и в невинности умывал руки свои//» [[old:ps:072:13|(там же, ст. 13)]]. Таким образом народ, возвратившись из Вавилона и видя, что все окрестные народы, даже служа идолам Вавилонским, изобилуют богатством, имеют цветущее телесное здоровье и обладают всем, что в настоящей жизни считается благом, а себя, напротив, имеющего божественное познание, видя находящимся в крайней неопрятности, нищете и рабстве, соблазняется этим и говорит: «В делах человеческих нет провидения Божия: все носится непостоянным случаем; и как оно управляется Божественным правосудием? Почему же Ему более угодно зло [или: угодны злые], и не угодно добро [или: не угодны добрые]? или: если Бог несомненно обо всем рассуждает, то где Его праведный и нелицеприятный суд»? Неверующий в будущее ум ежедневно обращает к Богу вопросы подобного рода: и когда он видит, что несправедливые находятся в силе, а святые – в унижении, и когда он видит, что у первых чрезвычайное изобилие всего (omnibus rebus affluere), а вторым недостает даже и того, что необходимо для жизни, и что иногда они страдают от глухоты ушей, от слепоты глаз и от ран на всех частях тела и болезней, подобно Лазарю, о котором мы читаем в Евангелии [[new:lk:16:start|(Лк. XVI)]], и который пред воротами разодетого в пурпур богача желал поддержат свою бедственную жизнь крохами, падающими от оставшегося на столах. А богатый был так по-зверски жесток, что, будучи человеком, не имел сострадания к человеку, к которому обнаруживал жалость даже язык псов; люди же, не знающие о времени наступления суда и о том, что истинное благо есть то, которое вечно пребывает, говорят: «Злые угодны Ему» и:** «Где есть Бог правосудия»?** **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: "чем прогневляем мы Его?" Тем, что говорите: "всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит", или: где Бог правосудия** Здесь содержится вступление к следующей далее, третьей, речи. Видя благополучие людей, не стеснявшихся требования и нравственности — может быть, каких-нибудь еврейских богачей — евреи стали говорить, что Бог благоволит к нечестивцам, что правосудие Божественное — чистая фикция. Этим они прогневали Бога — точнее: надоедали Богу, вызывая Его проявить Свое правосудие. См. также Толкование на [[old:mal:02:10#lopuxin_ap|Мал. 2:10]] [<10>]