[<10>] ====== Толкования на Мал. 4:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане се, день грядет горящ яко пещь и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная стеблие, и возжжет я день грядый, глаголет Господь вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь** Следует думать, что в огне будет день суда, «//в оньже небеса... с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят//» все… «//нова же небесе и новы земли по обетованиям его чаем//» [[new:2pet:03:10|(2Пет. 3:10,]] [[new:2pet:03:13|13)]], как сказал один из святых учеников. Итак, приидет, говорит, "**яко пещ**", день Господень, и "**пожжет всех иноплеменников**", а к ним присоединит и «**творящих беззаконная**», – одно будет наказание тем и другим. Заметь искусство (научения). Теперь упомянул иноплеменников потому, что они (иудеи) ублажали их, говоря: «//и ныне мы блажим чуждих, и созидаются... творящии беззаконная, и сопротивишася Богу, и спасошася//» [[old:mal:03:15|(Мал. 3:15)]], – так вот поэтому-то и говорит, что они будут сожжены, как противоборствовавшие славе Божией и решившиеся поклоняться твари вместо Творца [[new:rim:01:28|(Рим. 1:28)]]. Примем во внимание и то, что иноплеменниками и в другом смысле могут называться идолослужители и неким иным образом отчужденные от священного и избранного рода, разумею, например, еретиков, о коих можно говорить, и со всей справедливостью: "//от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бо от нас были, пребыли бы с нами//" [[new:1in:02:19|(1Ин. 2:19)]]. Они, отказавшись от божественного благородства и отделившись от священного и избранного рода, соделавшегося «в снабдение» [[old:mal:03:17|(Мал. 3:17)]], очевидно чрез веру во Христе, – будут пищей всепожирающего огня. Такой же участи подвергнутся от Бога и «**творящии беззаконная**», хотя бы они быть может и находились в числе уверовавших и избранных, и знающих Того, Кто Бог по природе и истинно. Ведь этого одного недостаточно им для отмытия от греха, если истинно, что «//вера без дел мертва есть//» [[new:iak:02:20|(Иак. 2:20)]]. Вера во Христа, конечно, оправдывает [[new:gal:02:16|(Гал. 2:16)]] и освобождает от нечистоты прежних грехопадений. Но если кто после сего окажется нерадивым и снова впадет в плотские и мирские страсти, то он как бы умертвит в себе веру, ничего не прибавляя достохвального, но, напротив, возвращаясь снова к прежней неправде жития. О таковых говорит и божественный ученик: «//лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди: случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный//» [[new:2pet:02:21|(2Пет. 2:21]][[new:2pet:02:22|–22)]]. Итак, и «**творящии беззаконная**» наравне с иноплеменниками будут "**стеблие**" (солома) и так же, как и оно, подвергнутся сожжению, когда настигнет огонь. Ведь зерно собирается в житницу, как и Спаситель говорит о святых жнецах, а полова сожигается огнем неугасимым ([[new:mf:13:39|Мф.13:39]][[new:mf:13:42|–42]], ср. [[old:mal:03:17|Мал. 3:17]] и паралл.). «**И не останется от них корень ниже ветвь**», то есть не будут иметь никакой надежды снова возродиться к жизни, – жизни, говорю, достолюбимой и как бы во славе Божией, состоящей (жизни) в святости и блаженстве. Ведь когда корень не совсем отсечен и ветвь не до основания вырвана, остается некая надежда на возрождение снова, «//есть бо древу надежда//», по написанному [[old:iov:14:07|(Иов. 14:7)]]; так что и после того как срублено, снова будет расти, и побеги ее не прекратятся. Если же снизу и с самого корня совсем вырывается и подвергнется полному отсечению ветвей, то вместе с тем, конечно, погибнет для него и всякая надежда на возможность снова возродиться к жизни. Итак, сравнением с растениями указывает на уничтожение всякой надежды для грехолюбцев. О сем и божественный Исаия возвещает ясно в словах: «//червь... их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти//» [[old:is:66:24|(Ис. 66:24)]]. **//Толкование на пророка Малахию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–3 **Ибо вот придет день, пылающий, как печь, и будут все гордые и творящие неправду, как солома, и попалит их приближающийся день, говорит Господь воинств; Он не оставит от них ни корня, ни отростка. А для вас, боящихся имени Моего взойдет Солнце правды, и исцеление на крылах** [в лучах]** Его, и вы выйдете и будете играть, как тельцы из стада. И будете попирать нечестивых, так как они будут** [как бы]** пеплом под стопами ног ваших в день тот, который Я уготовляю, говорит Господь воинств** Так как нечестивые речами своими доставляли огорчение Мне и говорили: «Всякий, делающий зло, благ в очах Божиих и таковые угодны Богу», и также: «Суетен тот, который служит Богу» и: «Какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его и ходили в печали пред лицем Господа воинств» (выше стих 18), и так как боящиеся Бога и благоговейно размышляющие о имени Его каждый с ближним своим говорили против их безрассудных слов указывая на то, что относится к страху Божию; то Господь внимал им и услышал их и написал памятную книгу тем, которые боятся Бога и благоговейно размышляют о имени Его; и обещает, что, когда наступить день, Он будет иметь их достоянием и будет щадить их, как щадит человек сына своего, служащего ему. Теперь Он более подробно внушает это в словах: Вот наступает день, т. е. день суда, который будет светом для святых и тьмою – для грешников; этот день будет пламенным, как печь, или горнило, так что все нечестивые обратятся в солому и будут пожжены пламенем печи. И когда оно пожжет и обратит в пепел, то не оставит в них никакого корня, ни отростка их злобы. Это говорится о нечестивых, что они должны претерпеть в день суда. Относительно же боящихся имени Божия говорится, что с ними будет нечто противоположное, – именно: Взойдет для вас, боящихся имени моего Солнце правды, потому что Оно [или: потому что] будет все по истине и не потерпит скрыться ни добру, ни злу, ни добродетелям, ни порокам. И спасение будет на крылах, или лучах Его, так как исцеленных чрез покаяние понесет их на своих раменах соответственно тому, что говорится во Второзаконии: //Простирая крылья свои он принял их и на раменах своих он понес их// [[old:vtor:32:11|(Втор. XXXII, 11)]]. Тогда выйдут те, которые в настоящей жизни заключены как бы в темнице; и воспрянут они как бы тельцы в стаде, или тельцы, освободившиеся от привязи. Посему Апостол и говорит: //Желаю разрешится и быть со Христом// [[new:fil:01:23|(Фил. 1, 23)]] чтобы выйти и воспрянуть, освободившись от связывавших его уз подобно тельцу и жертве Господа. Но он не довольствуется только этим концем радости: он еще будет попирать нечестивых, когда они обратятся в прах. Посему и праведникам делается такое обещание [imprecation ­­ заклинание]: Бог же сотрет [или: да сотрет] сатану под ногами вашими скоро. И Авраам сознавая себя не более, как прахом со сравнению с величеством Божиим восклицал пред Господом: //Я есмь земля и прах// [[old:gen:18:27|(Быт. XVIII, 27)]]. Посему он и будет созерцать Солнце правды, и упокоится среди тех, которые будут уделом его и вознесется к небесному, на Его собственных крылах. А тот, кто по гордости своей сказал: //Выше звезд поставлю престол свой и буду подобен Всевышнему// [[old:is:14:14|(Ис. XIV, 14)]] низведется на землю и будет как прах под ногами святых, когда наступит день Судии Господа. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей** Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением //дня Господня// — т. е. дня суда Божия — они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. [[old:is:05:24|Ис V:24]]), от них не останется ни корня ни ветвей (//корень// — это они сами, //ветви// — их дети). Ст. 1-3 **Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф** //Окончание третьей речи: Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых// Нечестивые — заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе — будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся. **//Толковая Библия.//** [<10>]