[<10>] ====== Толкования на Мал. 4:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания** Снова убеждает читателей поразмыслить над словами – о том именно, что не новая или необычная это была проповедь о Христе и не одними только устами Малахии предвозвещенная, но издревле и изначала, с первых, скажем так, времен, в кои призван к богопознанию Израиль, когда открыл (Бог) законы на Хориве. Бог всяческих нисшел тогда в виде огня на гору Синай, видны были дым и пламя, несшиеся с высоты и вселявшие созерцавшим великий страх: была тьма и мрак, и буря и глас трубы, звучавшей сильно ([[old:ish:19:08|Исх. 19:8 ]]и далее). Тогда только вот устрашенные сыны Израилевы приступили к посреднику и руководителю, – Моисей это был, – со словами: «//глаголи ты к нам, и да не глаголет к нам Бог, да не... умрем//» [[old:ish:20:19|(Исх. 20:19)]]. И на это Бог говорит: «//право вся, елика глаголаху.... Пророка им возставлю из братий их, якоже тебе//», и положу слова Мои «//во уста его, и возглаголет им//» по (согласно) всему, что «//заповедаю ему//» [[old:vtor:18:17|(Втор. 18:17–18)]]. Смотри, как из отдаленных и изначальных времен провозглашало Христа Священное Писание? Но если кто пожелает исследовать и самые тени (прообразы) закона (Моисеева), то найдет в них описание Христа и Его таинства. Посему и сказали иудеям: «//аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и мне: о мне бо той писа//» [[new:in:05:46|(Ин. 5:46)]]; ибо исполнение закона и пророков есть Христос [[new:mf:05:start|(Мф. 5]] и [[new:rim:10:04|Рим. 10:4)]], чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава с Пресвятым Духом во веки. Аминь. **//Толкование на пророка Малахию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Помяните закон Моисея раба Моего**. Малахия, последний из Пророков, указывает народу Иудейскому на закон и на Иоанна - конец закона, и его называет Илиею. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Помните о законе Моисея раба Моего, данном Мною ему на [горе] Хорив **[Oreb]** для всего Израиля, [содержащем] заповеди и суды** В будущем совершится праведное мздовоздаяние по заслугам, когда всепожирающее пламя в конец истребит корень и отрасли горделивых, а для боящихся Господа взойдет Солнце правды и исцеление будет на крылах Его. Итак помните о законе Моисея, раба Моего, который дан ему Мною на горе Хорив, – она же в Синай, – для всего Израиля в заповеди ему и для суда. А так как Апостол говорит: //Закон духовен// [[new:rim:07:14|(Рим.VII, 14)]] и блаженный Давид восклицает: //Открой очи мои, и я буду размышлять о чудесах Твоих// [[old:ps:118:027|(Пс. СХVIII, 27)]], и так как все вкушало небесную манну, и весь народ Израильский пил от одного и того же последующего камня, а камнем сим был Христос [[new:1kor:10:03| (1 Кор. X, 3]], [[new:1kor:10:04|4)]], то верующие во Христа должны духовно сохранять, соблюдать заповеди закона, который Бог дал на Хориве (הרב), что значит сухость, ибо чрез него иссушается вся влажность [грязи] пороков и под действием лучей Солнца правды испаряется скверна похотей. Говорил же Господь всему Израилю, который умом созерцает Бога, и о котором говорится: //Блаженны чистые сердцем, ибо от узрят Бога// [[new:mf:05:08|(Мат. V, 8)]]. **//Толкование на книгу пророка Малахия.//** =====Лопухин А.П.===== **Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы** Сказавши, какое страшное наказание ожидает нечестивых, пророк указывает средство, при помощи которого можно избегнуть этого наказания. Нужно исполнять закон Моисеев. В этом сказывается все мировоззрение послепленного иудейства, которое всю силу свою полагало именно в соблюдении закона Моисеева. О //Хориве//, как горе законодательства, Малахия говорит согласно с указанием книги Второзакония ([[old:vtor:04:01|IV:1–15]]). Ст. 4-6 **Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием** //Илия пророк как Предтеча дня Господня// Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою. [<10>]