[<10>] ====== Толкования на Мих. 1:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего!** Повелевает приготовиться к послушанию и, как бы прислонив ухо, тщательно уразумевать значение божественных речений. А что его речи происходят не от ума и желаний человеческих, но от Самого всем правящего Бога, — в этом удостоверяет он сам, присовокупляя, что «**будет Господь Бог в вас в послушествование**». Он как бы так говорит: хотя я — Михей, произношу речи, и хотя я только как всякий обыкновенный человек служу посредником; но Сам Бог всяческих свидетельствует вам, и уста свои я предоставляю божественным внушениям. Итак, «**будет в вас в послушествование**» Он Сам, Которому вы воздвигли тот знаменитый и славный храм, Которому водружен от вас божественный жертвенник и Которому воздавать божеское поклонение вы научены законом. Он из собственного дома всегда говорит святым пророкам и прежде других блаженному Моисею, построившему в пустыне ту (известную) скинию; ибо говорит «//свыше очистилища//» [[old:chis:07:89|(Чис. 7:89)]] и, как говорит Священное Писание, «//Моисей глаголаше, Бог отвещаваше ему гласом//» [[old:ish:19:19|(Исх. 19:19)]]; и ныне, говорит, удостоверяет вас Господь «**из дома своего**»; посему «**слышите людие,... и внемли, земле**». Сему изречению подобно сказанное устами Исаии: «//слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола//» [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. Итак, Всевышний живет не в построенных из камней храмах или рукотворных святилищах [[new:act:17:24|(Деян. 17:24)]]. А когда мы говорим, что святые храмы воздвигаются во славу Бога, то при этом веруем, что Бог всяческих все-таки удостаивает обитать в них, хотя Он наполняет и небо, и землю, и преисподнюю. Эти слова по справедливости можно отнести и ко Христу, призывающему ко спасению не тех только людей, которые от крови Авраама, но и всю вселенную; ибо Он свидетельствовал как бы устами Давида, говоря: «//услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии во вселенней//» [[old:ps:048:02|(Пс. 48:2)]]. А что Слово снизошло к нам с неба, как из Его собственного и для Него прелюбезнейшего дома, можно ли сомневаться в этом? Нет ничего неприличного называть небо домом Бога, когда и земной Сион, который служит образом Церкви, богодухновенное Писание называет как домом Его, так и градом. Так божественный Давид негде воспевает и говорит: «//преславная глаголашася о тебе, граде Божий//» [[old:ps:086:03|(Пс. 86:3)]]. Посему Церковь Христа, наполняющего все по Своей Божеской природе, может быть как градом, так и домом Его. //**Толкование на книгу пророка Михея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Слышите людие вси**. Пророк обращает речь к коленам израильским. **Земле, и вси, иже на ней**, то есть земля израильская, которая дана сынам израилевым, и за нечестие их скоро будет отнята у них. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Слушайте все народы, и внимай земля и что́ наполняет ее, и да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святого храма своего** Так как буквально исторический смысл слов ясен, то я предоставляю понимание его уму читателя. В переносном же смысле они призывают к слушанию народы, т. е. церкви всего мира, и ко вниманию землю, потому что еретические учения на ней имеют земные свойства. Что ереси причисляются к делам плоти, которая относится к земле, об этом во-первых не умалчивает Апостол в послании к Галатам [[new:gal:05:start|(Галат. V, 19–21)]], во-вторых Господь в Евангелии показывает благоразумному слушателю говоря: //Сущий от земли// говорит о земле, а для различения таковых от принадлежащих к церкви Он говорит: //приходящий с небес есть выше всех// [[new:in:03:31|(Ин. III, 31)]]; и: //что он видел и слышал, о том свидетельствует// [[new:in:03:32|(Ин. III, 32)]]. Слова: «слушайте народы», в виду изречения Господня: //кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит//, [[new:lk:08:08|(Лук. VIII, 8)]], говорят нечто большее сравнительно с словами за ними следующими: **и внимай земля**; посему слова: **слушайте все народы** мы будем относить к церкви, а к еретикам, принявшим земное учение, слова: **и внимай земля** и все находящиеся на ней, чтобы и первые, если услышат, и вторые, если будут внимать, не потерпели тех бедствий, которыми угрожает дальнейшее слово Господне. И да будет им Господь «во свидетельство», или, как говорится в еврейском тексте: «во свидетеля», или, как яснее истолковал Симмах, «свидетельствующим,» и свидетельствующим не из другого какого-либо места, но из дома Своего, который есть церковь, и несомненно в Сыне, т.е. в Господе нашем Иисусе Христе, Который воистину есть храм Отца, и устами Которого говорит Отец, проникающий до глубины души и мозга костей тех, которые захотели бы слышать и внимать. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего!** //Суд Господа над Самарией// Пророк обращается с речью ко всем народам и к земле. Из дальнейшего видно, что пророк говорит о народах и о земле, против которой выступает свидетелем Бог, т. е. не о языческих народах (Новак), а о народе и земле Израиля. - //Господь из святаго храма Своего:// библейские писатели нередко называют храмом Божиим небо [[old:ps:011:04|(Пс XI:4;]] [[old:ps:017:07|XVII:7;]] [[old:ps:018:09|ХVIII:9;]] [[old:avm:02:20|Авв II:20)]]; как видно из ст. 4-го, Михей под храмом Господа разумеет небесное жилище Бога. У LXX в ст. 2-м вместо евр. //слушайте все народы,// acousate laoi logouV, слав. //"слышите людие вси// (panteV, только в некоторых изданиях в рукописях LXX)// словеса"//; последнее, вероятно, возникло из евр. kullam (народы все), прочитанного как millim речи. Выражение, //все что наполняет ее,// LXX передают перифрастически и понимают о людях; отсюда в слав. "земле и //вси, иже// на ней". Вместо слова //свидетелем// (cd) у LXX отвлеченно eiV marturion, слав. //"в послушествование"//, во свидетельство. ===== Ориген ===== Ст. 2-4 ** Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего! Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны** Давайте рассмотрим и высказывание Христа: //Я от Бога исшел и пришел// [[new:in:08:42|(Ин 8:42)]], с которым полезным мне представляется сопоставить стихи пророка Михея, гласящие следующее: **Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего! Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны** (Мих 1:2-4). И заметьте, что выражение: //Я от Бога исшел и пришел,// возможно, имеет равную силу со словами: **Господь исходит от места Своего,** поскольку Сын пребывает в Отце, будучи в образе Отца, прежде чем умалить Себя, и Бог - как бы место Его. <...> И если ты не уразумеешь, что не иным образом присутствует Сын в Отце, чем как было прежде того, как Он изошел от Бога, то покажется содержащим в себе противоречие то, что Он и изошел от Бога и, будучи исшедшим, еще пребывает в Боге. //**Толкование на Евангелие от Иоанна.**// ---- Сказано: //сошел... посмотреть// [[old:ish:18:21|(Исх 18:21)]]. Когда Авраам услышал ответ, о Боге не говорилось, что Он сходит, но, как мы объяснили выше, что Он стоит перед ним: //Три мужа,// - говорится, - //стоят против него// [[old:ish:18:02|(Исх 18:2)]]. Но в данном случае, поскольку речь идет о грешниках, говорится, что Бог //сошел.// Остерегайтесь помыслить пространственное восхождение или нисхождение. Ибо эти образы обычное дело для божественных Писаний. Например, у пророка Михея: **вот, Господь исходит от места святого Своего, низойдет и наступит на высоты земли** (Мих 1:3). Следовательно, о Боге говорится, что Он спускается, когда Он нисходит до того, чтобы быть озабоченным человеческой порочностью. Это в особенности относится к нашему Господу и Спасителю: //Он не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба// [[new:fil:02:06|(Флп 2:6-7)]]. Следовательно, Он сошел. Ибо //никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах// [[new:in:03:13|(Ин 3:13)]]. Ибо Господь сошел не только позаботиться о том, что наше, но и понести его. Ведь Он //принял образ раба// и хотя был по природе невидим, поскольку равен Отцу, тем не менее обрел видимый облик и //по виду став как человек// [[new:fil:02:07|(Флп 2:7)]]. //**Беседы на Книгу Бытия.**// [<10>]