[<10>] ====== Толкования на Мих. 1:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Посему ты посылать будешь дары в Морешеф-Геф; но селения Ахзива будут обманом для царей Израилевых. Еще наследника приведу к тебе, жительница Мореша; он пройдет до Одоллама, славы Израиля** Когда Израиль подвергся действию гнева божественного и терпел праведное наказание за свои прегрешения против Бога, тогда гефяне и енакимляне имели дерзость унижать славу Божию; ибо они, как я уже прежде говорил, воображали, что Он не спас своих, как бы побежденный рукой ассириян. Потому-то Бог примером жителей Лахиса хотел убедить в том, что они преданы врагам за то, что у них Он нашел многие нечестия Израиля и что они были виновниками греха дщери Сиона, то есть Иерусалима. Когда Бог говорил это, блаженный пророк, хорошо и прежде других понимая смысл, принимает с верой эти слова и, как бы подтверждая их истину, тотчас провозгласил: «**сего ради даси посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны**». Действительно, говорит, о Господи, пойдут к врагам и будут высланы Тобою, оставят свое отечество и переселятся в землю ассирийскую не только, говорит, живущие в Самарии, но живущие в Гефе; из них одни сделались отступниками и презрителями, и не хотевшими ходить во след повелений Твоих; другие, насмехаясь над терпевшими бедствия, случившееся с ними ставили в унижение Твоей славы. Посему Ты Сам «**даси посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны**». Суетными же оказались домы и Ефрема, и гефян потому конечно, что не хотели чтить Бога и совершали богослужение изваянным, — помышляли только о плотском, преданы были земному и не придавали никакого значения добродетели. Затем блаженный пророк вставляет некоторую скорбь и как бы ударяет руками, приходя к мысли о некогда совершившихся в Самарии делах. Размышляет о надменности царей и о том, что плодом неразумия их были те нечестия, в которых согрешил Израиль, ибо их изобретением были телицы и капища иных идолов; они не переставали всячески раздражать Творца. Посему, оплакивая их, пророк говорит: «**вотще быша царем Израилевым, дóндеже наследники приведут**». Он как бы так говорил: цари не отстали от суетных занятий, пока не дошли до такого бедственного состояния, что удел, данный им от Бога, сделался достоянием других. А так как ассирияне имели намерение владычествовать над всей землей иудейской, то он берет два города на границах всей страны, разумею Лахис и Одолам. //**Толкование на книгу пророка Михея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сего ради** и ты, как сестра твоя Самария, дашь **посылаемыя даже до наследия Гефова**; потому что Филистимляне не останутся у них в рабстве, но сами будут отведены в плен. **Домы суеты вотще быша**. Пророк говорить сие о капищах, в которых они призывали богов своих, в надежде, что услышат их, но не были услышаны. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посему ты посылать будешь дары в Морешеф-Геф; но селения Ахзива будут обманом для царей Израилевых** См. Толкование на [[old:mih:01:10#blzh_ieronim_stridonskij|Мих. 1:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Посему ты посылать будешь дары в Морешеф-Геф; но селения Ахзива будут обманом для царей Израилевых** //Посему ты посылать будешь:// речь обращена не к Лахису (Юнгеров), а к дщери Сиона. //Дары// - евр. schiluchim означает дары, даваемые невесте в качестве приданого [[old:3ts:09:16|(3 Цар IX:16)]]. //Морешет-Гев// - по-видимому, местечко, находившейся в каких-то отношениях к Гефу, - или бывшее вблизи его, или даже лежавшее на территории его. Название местечка morescheth созвучно с meorasah невеста [[old:vtor:22:23|(Втор ХХII:23-27)]]; поэтому в выражении //ты посылать будешь приданое в Морешет// заключается игра слов. Смысл выражения, вероятно, тот, что дщерь Сиона должна послать приданое Морешету по случаю перехода его во владение нового обладателя. Морешет назван пророком, как представитель всей страны. - //Но селения// (beth) //Ахзива// (Achziv) будут обманом (leachzav) //для царей Израилевых:// в выражении пророка содержится игра слов, получающаяся не только от созвучия названия Ахзива с слов. achzav (обман), но и оттого, что в смысле нарицат. имени achziv означает ручей, пересыхающий летом и, таким образом, обманывающий путника, надеющегося утолить свою жажду; подобно ручью, и город Ахзив обманет надеющихся на него царей израильских. Под последними пророк разумеет собственно царей иудейских. Обманом для них Ахзив явится в том смысле, что и он вместе с другими городами перейдет во власть врагов. Ахзив город в колене Иудинoм, к западу от Иерусалима [[old:gen:38:05|(Быт ХXXVIII:5;]] [[old:nav:15:44|Нав ХV:44)]]. - У LXX-ти собственные имена Морешет и Ахзив переведены, как и в другие случаях, нарицательными; отсюда в слав. т. читается: //"сего ради даст посылаемыя даже до наследия// (вар. Морешет) //Гефова, домы суетны// (с евр. //селения Ахзива//): //вотще быша царем исраилевым"//. [<10>]