[<10>] ====== Толкования на Мих. 4:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет в последняя дни гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов**. О сем предсказывал и Исаия ([[old:is:02:02|Ис. 2:2]]). **И соберутся к ней все народы**. В словах сих Пророк предсказывает, что после семидесятилетнего плена храм Господень будет воссоздан на вершине гор, на которых построен был Иерусалим, и гора храма, по сооружении оного, возвысится над всеми холмами, ее окружающими: и тогда соберутся к ней все народы, как пророчествовали о сем Исаия и другие Пророки. Но предсказанное о воссоздании иерусалимского временного храма, после семидесятилетнего плена, заключает в себе тайну Церкви вечной, которая действительно создана **в последняя дни**. К ней-то собрались, и в ней служат истинному Богу все народы, наученные боговедению. В смысле же еще более возвышенном Пророк дает разуметь, что на вершине горы пригвожден был плотью к Святому кресту Эммануил. Его-то Пророк в вышеприведенных словах именует мысленною горою, вознесенною превыше всех гор. ===== Мч. Иустин Философ ===== Ст. 1-4 **И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это** А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: **от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить посреди народов и изобличит много людей, и раскуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, и не подымет народ на народ меча, и не будут уметь уже воевать** (Мих 4:2-3). Что это так было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем. Конечно, можно было бы пользоваться нам в этом случае словами: «клялся язык, а ум не клялся» . Но смешно было бы - тогда как присягающие вам и вписываемые на службу воины держатся данного слова и предпочитают это и собственной жизни, и родителям, и отчизне, и всем домашним, несмотря на то, что вы не можете доставить им нетленной награды, - если бы мы, желая нетления, не переносили всего для получения желаемого от Того, Который может дать. //**Апология.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–7 **И будет в самый последний из дней** [Вульг. прибавляет: будет]** гора дома Господня предуготована в вершине гор, и возвышена над холмами, и потекут к ней народы, и поспешат народы многие и скажут: Приидите взойдем на гору Господню и к дому Бога Иакова, и Он научит нас путям своим, и будем ходить по путям Его, ибо от Сиона изойдет закон и слово Господне от Иерусалима, и Он будет судить между многими народами и укротит многие племена на далекое расстояние, и перекуют мечи свои в плуги и копья свои в лопаты: и [один] народ не возьмет меча против [другого] народа и не будут более учиться вести войну; а будет муж сидеть под виноградною лозою, и под смоковницею своею, и не будет устрашающего [их], ибо уста Господа браней изрекли это. Ибо все народы ходят, – каждый во имя бога своего; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки вечные. В тот день, говорит Господь, Я соберу хромающую и ту, которую Я отверг, и присовокуплю ту, которую Я опечалил, и положу хромающую во остатки и ту, которая страдала, в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сион отныне и до вечного времени** Так как главы Иудеев презрели суд и извратили все правое, и созидали Сион на крови и Иерусалим на неправдах, и сделали не только это, но еще и судили на подарках, а священники Иерусалимские давали ответы за плату, и пророки прорицали за деньги, и так как по причине их Сион был распахан, как поле, а Иерусалим обратился в груду камней, а гора храма Божия опустошена [и обращена] в лесистый холм; то посему дом их и был оставлен пустым ныне, когда Сын Божий, исходя из храма, сказал: //Восстаньте, пойдем отсюда// [[new:in:14:31|(Ин. XIV:31)]] и: //Вот оставляется дом ваш пустым// [[new:lk:13:35|(Луки ХIII, 35)]]. Также и ангелы, по толкованию Иосифа, сказали: «Уйдем с седалищ» [или: «из жилища»]; вместо горы Сиона возвысится гора Господня, о которой главе города Тира говорится: //И поражен ты на горе Господней// [[old:iez:28:16|(Иезек. ХХVIII, 16)]]. Вот эта гора Господня и явлена в самое последнее время, когда приблизилось царство небесное, ибо в конце веков явился Спаситель наш на унижение грехов чрез жертву свою и во одиннадцатый час пришел для занятия делателей. А когда страдания Его исполнились, Иоанн говорит: [Дыши] //последнее время есть// [[new:1in:02:18|(1Ин. II, 18)]] в самом деле, если в периоде шести тысяч лет каждые пятьсот лет распределить по часам дня, то последний час по истине будет назван временем веры язычников. «И явлена,» – говорит он, – «будет гора Господня, уготованная на вершине гор». Явлена будет та, которая прежде была скрыта, и уготовлена не только между горами, но и на вершине гор, [т. е. выше] Моисея и Пророков, которые провозвещали о Ней. Ибо хотя они и описывали все священное, однако же по сравнению с пророчеством, в котором они провозвестили пришествие Господа, все остальное низменно и никоим образом не может досягнуть до вершины гор. //И возвысится//,говорит он, – //над холмами// [[new:fil:02:08|(Флп. II. 8]], [[new:fil:02:09|9)]]. Действительно, Он явился [как] человек и принял вид раба; смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Но Отец превознес Его и дал Ему имя, которое превыше всякого имени; и вся жизнь человеческая по сравнению с хождением Его называется равнинами и полями. Итак к этой горе, которая уготована над вершинами гор и возвышена над холмами «поспешат», или, – как говорится в Еврейском тексте, – «потекут все народы», т. е. соберутся бесчисленные толпы подобно рекам. Поспешать же народы, – именно когда в Него уверуют одинаково [[new:act:02:start|(Деян. II, 8–11)]] и Парaяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии и Иудеи, Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, находящихся возле Кирены и пришельцы Римляне, Иудеи и прозелиты, Критяне и Арабы. Разве не кажутся вам спешившими к горе те, которым было сказано; //Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков// [[new:mf:04:19|(Мф. IV. 19]], [[new:mf:04:20|20)]] и которые немедленно последовали за Спасителем? А затем Писание свидетельствует об Иакове и Иоанне, что они поспешили к горе, оставив отца своего и корабль, и треволнения века [сего]. И Матфей, мытарь, слыша слова: //Следуй за Мною// [[new:mf:09:09|(Мф. IX, 9)]], тотчас поспешил [следовать]. Но и в том случае в Евангелии указывается на спешащих людей, когда [говорится], что за Ним последовали толпы многие из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и области за Иорданом, и Оy исцелил их [[new:mf:04:25|(Мф. IV, 25)]] А когда будут спешить народы, то в горе придут также весьма многие язычники, – именно весь мир, верующий в Него, – и будут говорить, взаимно призывая себя к знамени Распятого: «приидите взойдем на гору Господню.» Нужно возноситься, чтобы кто-нибудь мог приступить ко Христу и к дому Бога Иакова, [т. е.] к церкви, которая есть столп и утверждение истины [[new:1tim:03:15|(1Тим. III, 15)]], Далее, – мы выше уже сказали, что Иаков обозначает Спасителя: Иаков отрок Мой, Я прииму его [[old:is:02:03|(Ис. II, 3]]; [[old:is:41:08|ХLI, 8]]; [[old:is:42:01|ХLII, 1)]]. Но они скажут тем, которым сказали: «приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля», и [еще] прибавят: „чтобы они показали нам путь свой», – что́ ты понимай иди об Ангелах, предстоятельствующих в церквах, или о священном Писания, которое предукажет [тебе] путь Господень и Того, который говорить: //Я есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. XIV, 6)]]. И мы будем ходить в стезях Его, именно во Апостолах, чрез которых мы уверовали во Христа. Действительно, – ведь от Сиона вышел духовный закон, и от Иерусалима вышло слово Божие к язычникам, ибо Отец весь суд отдал Сыну [[new:in:05:22|(Ин. V, 22.)]]. И вразумит Он народы многие на весьма далекое расстояние [[old:ps:093:10|(Пс. ХСIII, 10)]], ибо Господь поразит мудрых в их ухищрениях и познает мысли их, что они тщетны. Он рассудит о народах, которые достойны спасения, и которые недостойны [его], и во время пришествия Его все заботы о войне сведутся к миру [[old:is:02:04|(Ис. II, 4)]]: мечи переменятся на плуги, а копья перекуются в серпы; народ перестанет воевать против народа: никто не будет учиться сражаться, по устранении необходимости в сражениях. И покой будет такого рода, что каждый будет в безопасности не только в городах, но и в деревнях и даже на полях; и это будет так, ибо уста Господни изрекли это. Но вначале, – согласно буквальному смыслу, – прежде чем молится нам Огрок, которого начальство на раме Его, весь мир был наполнен кровию, и народы ожесточенно боролись против народов, цари против царей, а племена против племен. Наконец, даже само Римское государство было раздираемо внутренними войнами: борьбою Цинны, Октавия и Карбона, Мария и Суллы, Антония и Катилины, Цезаря и Гнея Помпея, Августа и Брута и того же Августа против Антония, – в борьбе которых пролили кровь все царства. После того ко времени пришествия И. Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: //Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы// [[old:iol:03:10|(Иол. III, 10)]] могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнию] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их [[new:in:04:38|(Ин. IV, 38)]], чтобы о нас было сказано: «Идя они шли в веселии неся снопы свои» (Пс. СХХV, 6) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: //блажены миротворцы// [[new:mf:05:09|(Мф. V. 9)]]. Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека [[old:ps:103:15|(Пс. СIII, 15)]], под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть [[new:in:15:01|(Ин. XV, 1)]], и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: //Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова// [[old:is:02:03|(Ис. II, 3)]] и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог. В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо //Если 6ы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре// [[new:rim:09:29|(Римл. IX, 29)]]. Но весьма хорошо говорится в Еврейском тексте: «Соберу хромую и ту, которая зло ходила», обращаясь к которой говорит Илия [пророк]: //Доколе будете хромать// [[old:3ts:18:21|(3Цар. 18, 21),]] и соблазненная нога которой была отсечена [[new:mk:09:45|(Мк. IX, 45)]]. Я соберу ту, которую изгнал и которой дал книгу разводную, и которую опечалил разного рода пленениями или предал диаволу и ангелам его. Но, – чтобы прилежный читатель не возразил немедленно нам: „Как ты можешь утверждать, что хромающая собрана и изгнанная присоединена [к ней], когда Иудея упорно пребывают в неверии»? – пусть он обратит внимание, что [здесь] говорится о первоначальной Церкви Христовой, которая уверовала из Иудеев, из которой были Апостолы, и о которой Лука в Деяниях Апостольских пишет, что в один день уверовало три тысячи, а в другом месте пять тысяч [[new:act:02:41|(Деян. II, 41]]; [[new:act:04:04|IV, 4)]], о которых Иаков говорить Павлу: //Брат Павел, ты видишь, сколько тысяч есть верующих иудеев, и все они суть ревностные исполнители закона// [[new:act:21:20|(Деян. XXI, 20)]]. С другой стороны размысли также о значении выражения пророческого: он не говорит: «Положу хромую во спасение совершенно всю“, а только: «положу хромую во остатки», чтобы остатки и избранная часть были спасены, а ту, которая много потрудилась [пострадала] – в народ сильный, т. е. в народ с именем Христиан, которого не преодолеют ни меч, ни огонь, ни страшные мучения. Посмотри на веру и страдания мучеников, и ты не будешь в сомнении о силе [этого] народа – И будет Господь царствовать над ними, т. е. над многими народами и над хромающими остатками [Израиля] на горе Сион, [т. е.] в Церкви, на возвышенном месте в созерцании добродетелей от настоящего времени до будущего века. – Если же кто-нибудь пожелает слова: «Соберу ту, которая сокрушена и прииму ту, которая была отвергнута» и прочее, понимать в отношении к душе человеческой, [т е.] в отношении к тому, что она до пришествии Христова служила различным страстям и порокам и как бы немощная и заблудшая овца была растерзана зубами волков, – тот не впадет в заблуждение, если будет рассматривать в той, которая была сокрушена и повержена в скорби, [душу] имеющую впоследствии быть под владычеством Господа, жить в Сионе и быть вознесенною на прежнюю высоту на раменах Доброго Пастыря [[new:lk:15:05|(Лк. XV, 5)]]. Необходимо, впрочем, знать, что Иудеи и последователи их заблуждения относят, как этот изложенный нами отдел, так и подобный ему отрывок из [книги] Исаии к тысячелетнему царству Христа и Святых. А то место, в котором говорится: «Все народы будут ходить каждый во имя Господа Бога своего», толкуют в том смысле, что каждый народ будет мучиться с идолом своим и будет повержен в огонь вечного мучения. Ложность такого толкования изобличается последовательностию речи, показывающею, что здесь говорится не о кончине времен, но о первом пришествии И. Христа, во время которого собраны будут остатки хромающего, а еще раньше спасаются язычники. Вот как пророк Исаия изложил это место: //Слово, которое било к Исаии, сыну Амосову об Иуде и Иерусалиме. И будет в последние дни явлена гора Господня и дом Господень на вершинах гор и возвысится над холмами, и придут к ней все народы, и пойдут народы многие, и будут говорить: «Приидите взойдем на гору Господню и в дом Бога нашего и возвестит нам путь наш и будем ходить по нему; ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима»; и будет Он судить между многими народами и будет обличат народ весьма многий, и перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы, и не поднимет народ меча против народа и не будут более учиться вести войну// [[old:is:02:start|(Ис. II, 1–5)]]. Знаменательно здеcь [или: в этих словах] говорится, что слово Божие, исходящее об Иерусалиме будет судить между народами многими, а обличать собственно [только] народ Иудейский. Действительно, нас, как грешников, Он будет судить по делам нашим, их же, как нечестивых и отвергшихся, Он не будет судить, но как осужденных уже [только] обличит. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 1-4 **И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это** Пророк Михей, представляя Христа под образом некоторой великой горы, говорит: **И будет в последние дни: гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.** <... > ...**и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах** (Мих 4:1- 3). Пророк указывает и место, в котором родится Христос: //и ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных// [[old:mih:05:02|(Мих 5:2)]]. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-4 **И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это** Евангельская и Божественная проповедь пронеслась до крайних пределов земли, по предречению Господа, заключавшемуся в священном Евангелии. Господь сказал: //И проповедано будет это Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам// [[new:mf:24:14|(Мф 24:14)]]. И святым апостолам повелел Он: //идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам// [[new:mf:28:19|(Мф 28:19-20)]]. Этот евангельский закон и это апостольское слово, начавшись от Иерусалима как бы от некоего источника, протекли по целой вселенной, принося орошение приступающим с верою. //**Толкование на малых пророков.**// ===== Лактанций ===== Ст. 1-4 **И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это** Михей следующим образом предсказал, что будет дан новый закон: **ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена** (Мих 4:2-3). В самом деле, тот первый закон, который был дан через Моисея, был дан не на горе Сион, но на горе Хорив. //**Божественные установления.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы** //Пророчество о возвышении горы Господней и собрании к ней всех народов// От печального настоящего пророк обращается в гл. [[old:mih:04:start|IV-V]] к светлому будущему, которое осуществится //в последние дни//, т. е. в мессианские времена. Речи гл. [[old:mih:04:start|IV-V]] произнесены пророком позже предшествующих речей гл. [[old:mih:01:start|I-III]]. Угрозы, изреченные пророком в гл. [[old:mih:01:start|I-III]] ввиду предстоящего разрушения Самарии, не были приведены в исполнение, так как раскаявшийся народ был помилован Господом [[old:ier:26:18|(Иер ХXVI:18)]]. После взятия Самарии Саргоном, нашествия которого можно было ожидать в Иерусалиме, занятые военными предприятиями против Вавилонии и, таким образом, непосредственная опасность нашествия на Иудею пока миновала. Но дух народа не был спокоен за будущее. Пророк и обращается теперь (после 722 г. ) к народу с утешительными речами. Пророк возвещает, что гора дома Божия - Сион, которому угрожала опасность быть распаханным [[old:mih:03:12|(III:12)]], будет поставлен некогда во главу гор, получит пред ними преимущество чести и славы. Пророк говорит, конечно, не о физическом изменении горы (Марти), а о духовном прославлении ее. К гл. vehajah, //и будет//, в греч. добавлено пояснительное emfaneV, в слав. //"явлена"//; вместо евр. -рус. //гора дома Господня// у LXX в слав. сокращенно //"гора Господня"//, хотя у Кирил. Ал., в компл. изд. в во многих списках есть и полное чтение евр. текста; евр. nakon berosch haharim, рус. //поставлена во главу гор у// LXX и в слав. передано: //"уготована// (eoimoV, как переводится nakon и в [[old:ish:15:17|Исх XV:17;]] [[old:3ts:08:13|3 Цар VIII:13]], [[old:3ts:08:39|39-43]]) //над верхи гор"//. [<10>]