[<10>] ====== Толкования на Мих. 6:6 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 6-7 **С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?** Что иное требуется от тебя, человече, кроме того, чтобы боялся ты Бога и искал Его, и шел за Ним, и постигал пути Его? **С чем предстать мне пред Господом?** - спрашивает человек. **Предстать ли пред Ним со всесожжениями?** (Мих 6:6). Нет, не десятками тысяч тельцов, не тысячами овнов, не плодами нечестия примиряется Бог и прощаются грехи, но жизнью доброй Божия благодать обретается. //**О бегстве из мира.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?** После того, как Бог показал израильтянам неизвинительность их отступления и как бы подверг их суду, и ясно раскрыл перед ними, какие неисчислимые благодеяния Он оказал им, а они, дошедши до непомерной бесчувственности, безмерно оскорбили Спасшего их, – тотчас выводится лицо раскаивающегося и как бы оплакивающего уже совершившееся, и старающегося узнать, каким способом можно загладить преступления и какие предпринять наиболее любезные Богу дела. Итак, говорит: «**в чем постигну Господа?**» Что принесу Ему? Что, наконец, соделаю, так сильно оскорбивши Его? Ужели принося в жертву тельцов, молодых и нежных, я буду чист? Ужели Бог возблаговолит ко мне, если я принесу всесожжение? Найду ли Его (то есть, приближусь ли к Нему и буду ли принят в духовное общение с Ним), если принесу великое множество животных? Но оставляя в стороне это, возьму даже исчадия чрева моего. Угожу ли Ему, если принесу Ему в жертву наилучшее мое детище, то есть первенца? Между тем как некто как будто размышляет и говорит таким образом, пророк опять отвечает и говорит в духе: дело это не принадлежит к числу неясных и трудных. Ты конечно знаешь благую волю Бога, ты слышал, что угодно и приятно Ему. Так относительно чего же ты недоумеваешь, человек? //**Толкование на книгу пророка Михея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 6-7 **С чем предстану пред Господа? чем благоугожду Богу вышнему? Не благоугождается Господь тысящами овнов и тьмами козлищ тучных. Дам ли первенца моего? вменится мне в вину. Плод ли утробы моея? вменится в грех душе моей**. Ибо не повелено законом благоугождать Богу такими жертвами. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **Что достойное я принесу в жертву Господу? Преклоню ли колена пред Богом Вышним? Разве не принести ли ему всесожжений и тельцов однолетних? Но разве возможно, чтобы Бог был умилостивлен тысячами овец или многими тысячами тучных козлов? Разве не дат ли мне за преступление мое первородного моего и плод чрева моего за грех души моей** Господь призвал народ Свой на суд: он же, сознавая свой грех, желает не вступать в состязание, а только просить; и однако не имеет уверенности в молитвах своих. Ибо нет ничего достойного, что́ он мог бы принести в жертву Богу, и никакое смирение не может омыть скверны его грехов, так как невозможно, чтобы кровь волов и тельцов, тучные всесожжения, кровь овец и тучных козлов омывали скверну души [[new:evr:10:04|(Евр. X, 4)]]. Разве не дать ли мне, говорит он, первородного моего, за преступление мое, как это сделал царь Моава [[old:4ts:03:27|(4Цар. III, 27)]], или плод чрева моего за грех души моей, что́ сделал Иеффай, принеcший в жертву дочь вследствие неразумно данного обета [[old:sud:11:start|(Суд. XI, 34–40)]]. Мы же составляем часть народа Божия, и зная, что пред Лицом Его не оправдается ни один живущий [[old:ps:142:02|(Пс. СХLII, 2)]] и говоря: //В скота обратился я пред тобою//[[old:ps:072:22|(Пс. LХХІІ, 22)]] и раскаиваясь во грехах своих, сомневаемся и говорим: «Чем я привлеку Господа или приобрету Господа Вышнего моего?» Каким образом я буду иметь возможность удержать Его, уклоняющегося [от меня] и каким очищением я буду в силах приготовить жилище св.Троице? Привлеку ли я Его всесожжениями? напр., принеся всего себя в жертву всесожжения, пли же тельцов однолетних, т. е. оставив питаться молоком и переходя к твердой пище, разве я сделаюсь достойным времени Господня милосердия? Но если бы я принес и тысячу овец и десять тысяч козлов, или соединил бы в себе все жертвы книги Левит, понимая их в духовном смысле, и если бы со стороны моей пала тысяча и от левой руки моей десять тысяч [[old:ps:090:start|(Пс. ХС)]], то и тогда я ничего не мог бы дать достойного, чем я привлек бы или приобрел бы Бога. Если Я отдам первородного своего за нечестие свое или плод чрева моего за грех души моей, т. е. отдам в жертву нечто первое во мне, то и тогда ничего достойного я не принесу Богу за грех мой и за нечестие мое. Посему то и Давид смиренно молится такою молитвою: //Больше и больше омывай меня от беззакония моего и от греха моего очищай меня. Ибо беззакония Мои я знаю, и грех мой всегда находится предо мною// [[old:ps:050:03|(Пс. L, 3)]]. За грех души приноситcя только одна по истине достойная жертва, и это есть в собственном смысле принесение в жертву крови, но не крови тельцов, овец или козлов, как видно из слов вопрошающего и отвечающего пророка: //Что я воздам Господу за все, что́ он воздал мне? Я прииму чашу спасительную и призову имя Господне. Драгоценна пред лицом Господним смерть святых Его// [[old:ps:115:start|(Пс. СХV, 2–6)]]. И эту самую кровь мы не даем, мы только воздаем. Но какое же в этом подобие? Так как праведник умер за грешников, т. е. Сын Божий за людей, то мы грешники и люди будем ли умирать за исповедание имени Его? //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей** //Средства примирения народа с Богом// Ряд вопросов в ст. 6-7 предлагается от имени народа, олицетворенного в одном лице. По мнению некоторых комментаторов (Кейль, Шегг), этими вопросами народ против обвинений в неблагодарности, указывает на то, что он исполняет все предписания о жертвах. Но упоминания в ст. 7 об угождении Богу, о жертве за грехи дают основание большинству комментаторов полагать, что в вопросах выражается покаяние народа и желание узнать путь истинного богопознания. Пророк говорит от лица кающихся и разъясняет, что жертвы сами по себе не могут быть достаточными для Господа. Чтобы сильнее выразить эту мысль, пророк упоминает о самых щедрых и дорогих жертвах, какие только можно предположить. Слова пророка о "жертве первенца" не указывают непременно на то, что такие жертвы приносились в его время в Иудейском царстве, и что ст. 6-8 относятся к царствованию Манассии (Новак): пророк говорит о возможном и о том, что бывало в другие времена [[old:4ts:03:27|(4 Цар III:27;]] [[old:ier:07:31|Иep VII:31;]] [[old:iez:16:21|Иез ХVI:21)]]. - //Несчетными потомками елея,// в слав. "во тьмах козлищ тучных", соответственно чтению LXX-ти cimarrwn pionwn, Вульг. hirorum pingvium. Возможно, что cimarrwn (козлов) возникло из сохранившегося в некоторых рукописях первоначального ceimarrwn ("ручьев"). [<10>]