[<10>] ====== Толкования на Мих. 6:8 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим** **О, человек!** - говорит он, - **сказано тебе, что есть добро** (Мих 6:8). Или чего иного требует от тебя Бог, кроме того, чтобы творил ты правду и любил милосердие, и был готов идти с Господом твоим? Ибо говорит тебе Евангелие: //встаньте, пойдем отсюда// [[new:in:14:31|(Ин 14:31)]], говорит тебе закон: «Ты пойдешь за Господом Богом твоим». Итак, ты узнал, каким путем ты уйдешь отсюда; что же ты медлишь? //**О бегстве из мира.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим** Бог требует ли от тебя чего другого, кроме того только, чтобы «**творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим**». А «**творити суд**» значит совершать и исполнять правду; суд же есть правда. «**Любити милость**» значит иметь похвалу взаимной любви и обогащаться славой любви к братьям. «**Готову быти еже ходити с Господем Богом твоим**» означает покорность и повиновение Ему во всем. И блаженный Павел сказал, что нам должно «//облещися во броню правды, обуть нозе во уготование благовествования мира//», то есть Христа ([[new:ef:06:14|Еф. 6:14]]–15). Сверх того повелевает, говоря: «//облецытеся... во утробы щедрот//» [[new:kol:03:12|(Кол. 3:12)]]. И сам Спаситель сказал: «//будите... милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть//» [[new:lk:06:36|(Лк. 6:36)]]. Вот в чем состоит любезная и достоприятная жертва Богу. Благоухание духовных всесожжений выше крови, дыма и ладана; одно было в прообразах, другое самую истину возносит в благоухание Богу, Который чрез другого пророка говорит: «милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Ос. 6:6). Обрати внимание на то, как лицо кающегося помышляло об исполнении жертв по закону, а Бог показывает, как бессилен и недостаточен закон для очищения грехов, гораздо же лучше и несравненно превосходнее сила жизни во Христе, и сделал как бы неприемлемым установленное законом. Сказал, что Богу желательно, чтобы творили суд, любили милость и были готовы ходить с Ним. Вот в чем достоинство жизни во Христе! //**Толкования на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софония и Аггея.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе**. Господь наперед возвестил тебе, что полезно для тебя. Господь требует от рук твоих, **еже творити суд и любити милость**, т.е. соблюдать справедливость к ближнему, **и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим**. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **О человек я покажу тебе, что́ есть добро и чего Бог ищет от тебя, это именно; делать правду, любить милосердие и со тщанием ходить пред Богом твоим** О народ Израильский и также и весь род человеческий! (Ибо Я говорю не к одному только народу Иудейскому, но слово мое касается всякого человека). Почему ты недоумеваешь о том, каким образом можно тебе умилостивить Бога за грехи твои, если даже ты и не имеешь жертв, которыми ты мог бы воздать Богу за свое нечестие: я отвечу тебе, чего требует от тебя Бог, – это уже и прежде указал Я в законе. Ибо во Второзаконии написано: //И ныне, о Израиль! чего требует от тебя Господь Бог твой? Ничего, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего и ходил во всех путях Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей и хранил повеления Господа Бога твоего и оправдания Его, которые я заповедаю тебе ныне, чтобы тебе было хорошо// [[old:vtor:10:12|(Втор. X, 12)]]. Господь требует от нас, – и желает в виду необходимости для нас нашего спасения, что бы мы приняли то, что полезно дающему, – чтобы мы творили справедливость, т. е. не делали ничего без основательного обсуждения, что бы ум наш прежде рассудил о том, что намерен сделать, а потом уже приводил в исполнение; чтобы мы любили милосердие, и не были бы милосердными по принуждению, или по необходимости, ибо //доброхотного даятеля любит Бог// [[new:2kor:09:07|(2 Кор. IX, 7)]]. И не будем говорить: „уходи сегодня и возвратись завтра, и тогда я дам тебе“. По когда мы будем творить правду и любить милосердие, то какую награду получим? Мы будем ходить вместе с Господом Богом, как Энох, – согласно рассказам Еврейских книг [[old:gen:05:22|(Быт. V, 22]], [[old:gen:05:24|24]]) ходил с Богом и угодил Ему и потом не был найден, ибо Господь взял его и вознес. – Вот ты сказал: „в чем я последую Господу или чем привлеку Его», но Я обещаю тебе нечто большее: твори правду, люби милосердие, и будешь ходить с Богом твоим. Впрочем и то несомненно, что хождение пред Богом есть для нас не награда, а заповедь для исполнения. В самом деле, подобно тому, как повелевается нам творить справедливость и любить милосердие, так заповедуется вам быть всегда готовыми к тому, чтобы ходить с Господом Богом нашим: мы должны не успокаиваться ни на один час, ни в какое время не быть в праздности; но всегда должны ожидать грядущего Отца дома, представлять в уме день суда и в ночи этого настоящего века говорить: //Я сплю, но сердце мое бодрствует// [[old:pp:05:02|(Песн. V, 2)]]. Слово esne (הצנע), которое LХХ перевели «быть готовым», а мы выразили словами «ходить со тщанием», Феодотион более точно выразил словами: χαι ἀσφαλίζου τοῦ πορεύεσφαι μετὰ ᾿Ελωαίκ, т. е. «тщательно заботься о том, чтобы ходить с Богом твоим», или, – как переведено в пятом издании, – χαί φροντιζειν, т. е. «делать со тщанием» и иметь прилежание о том, чтобы ходить с Богом твоим. Действительно тот, кто говорит, что он верует во Христа, должен ходить так, как и Он ходил [[new:1in:02:06|(1 Ин. II, 6)]], и Апостол Павел говорит: //Будьте подобны мне, как и я Христу// [[new:1kor:11:01|(1Кор. XI, 1)]]. //**Книга толкований на пророка Михея.**// ===== Блж. Августин ===== **О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим** Ты спрашивал, что предложить от своего имени? Предложи себя. Ведь **чего требует от тебя Господь** (Мик 6:8), кроме самого же тебя? В самом деле, ничего Он не создал из всех земных созданий лучшего, чем ты. Он взыскует тебя у тебя же, ибо ты понапрасну себя губишь. //**Проповеди.**// ===== Тертуллиан ===== **О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим** Далее, говорится, //щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив// [[old:ps:148:08|(Пс 144:8)]], и это Он предпочитает всякой жертве и не смерти хочет грешнику, но его покаяния, и Он //есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных// [[new:1tim:04:10|(1 Тим 4:10)]]. Потому должно, чтобы и мы, сыны Божии, были милосердными и миротворцами, //как Христос простил вас, так и вы// [[new:kol:03:13|(Кол 3:13)]], //и не судите, да не судимы будете// [[new:mf:07:01|(Мф 7:1)]]. //Ибо перед своим Господом стоит всякий, или падает, кто ты, осуждающий чужого раба?// [[new:rim:14:04|(Рим 14:4)]]. //Не судите, и не будете судимы// [[new:lk:06:37|(Лк 6:37)]]. //**О скромности.**// ===== Лопухин А.П. ===== **О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим** Пророк указывает истинный путь богоугождения: справедливость, милосердие и смирение. Пророк, как и его предшественники Амос, Осия, Исаия, не отрицает в ст. 8-м жертв вообще, а разъясняет, при каких условиях жертвы получают цену в очах Божиих (ср. [[old:am:04:04|Ам IV:4;]] [[old:os:05:06|Ос V:6;]] [[old:os:08:05|VIII:5;]] [[old:is:01:start|Ис I]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]