[<10>] ====== Толкования на Наум. 1:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 7-8 **Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. И по миновании наводнения положит конец месту его, и врагов Его постигнет тьма** С большою пользою и весьма искусно вразумляет их, с одной стороны не лишая их надежды на благополучие тем, что говорит, что **«благ Господь терпящим его»**, с другой – удерживая их от распущенной и суетной жизни, напротив располагая их к доброму поведению и к решимости жить сообразно с законом, когда говорит опять, что если Он направит против кого-либо путь как во время потопа, то сотворит как бы некоторое землетрясение и как бы устремление вод многих и неудержимых чрез покатую страну иудейскую. Это нечто ужасное и совершенно неотвратимое. Так точно, если устремятся на кого действия гнева божественного, то совершенно истребят тех, на кого они направятся и обрушатся. Враги же Его, говорит, будут преследуемы и объяты тьмой, но ни как не тьмой обычной ночи, но, думаю, ночи иной, духовной, понимаемой в смысле страдания. Здесь ум человеческий может омрачить и суровое несчастье, и тяжелое и неожиданное страдание, какое случалось с древними, когда они отведены были в плен, и была завоевана их страна. От того-то Бог, сравнивая такие несчастья с вином и опьянением, весьма справедливо говорил блаженному Иеремии: //«возьми чашу вина нераствореннаго от руки моея, да напоиши вся языки, к нимже аз послю тя. И испьют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже аз послю среде их»// [[old:ier:25:15|(Иер.25:15–16)]]. И устами Исаии говорил Сиону: //«чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси»// [[old:is:51:17|(Ис.51:17)]]. Итак говорит, что опьянением и тьмою объяты будут враждебно настроенные против Бога, прекрасно побуждая их мудрствовать, знать и делать лучшее. И против Иудеев ходил Бог всяческих в **«потопе пути»** и истребил их, подвергая их наказанию за Христа. Они же были и во тьме и, всецело лишившись божественного света, продолжают жалкие жить в неразумии и слепоте: ибо они не хотели следовать призыву Христа: //«дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет»// [[new:in:12:35|(Ин.12:35)]]. Но поскольку они были бесчувственны и необузданны, то посему наконец, как говорит Пророк, жаждущим //«им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша»// [[old:is:15:09|(Ис.59, 9)]]; ибо они сделались врагами божественного света и нечестиво восстали против славы его. **//Толкование на книгу пророка Наума.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него** Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле (ἀναγωγὴν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: //се... день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную... пусту и грешники погубити от нея// [[old:is:13:09|(Ис. 13, 9)]]. Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо //позна Господ сущыя Своя// [[new:2tim:02:19|(2Тим. 2, 19)]]. //**Книга толкований на пророка Наума.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него** //Следствия, являющиеся выводом из указанных свойств Божиих: для благочестивых (7), и для нечестивых и враждебных Богу (8-10), частнее - решение Божие о совершенной гибели ассириян (11-14)// Указание здесь на благость Иеговы и на милость Его к благочестивым, ищущим защиты у Него, с одной стороны, свидетельствует о том, что гнев Божий имеет нравственную основу и этический характер, а отнюдь не есть стихийная разрушительная сила, с другой же стороны, выдвигает резкий контраст с благостью и милостью Божией, грядущий неумолимый суд Божий над нечестивыми ассириянами. Эти две стороны, гнев и милость Божии, Ассирия и Иудея, предносятся пророку в целом содержании его книги. В высшей степени прекрасен и величествен период, в ст. 7:, от изображения гнева всемогущего и всеправедного Иеговы к изображению его благости; он действует на душу читателя неотразимо, производя в ней впечатление некоего благодатного веяния хлада тонка после зрелища великою разрушительной бури ([[old:3ts:19:11|3 Цар XIX:11-12]]. См. Толков. Библия т. II, 485-486), возбуждая твердую надежду на помощь и защиту Божию (см. [[old:ps:030:01|Пс XXX:1-4;]] [[old:ps:090:01|ХС:1-4]]). Но пророк, "показав, как благорасположен (Иегова) к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых" (блаж. //Феодорит//, с. 9). [<10>]