[<10>] ====== Толкования на Наум. 1:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве** См. Толкование на [[old:naum:01:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Наум 1:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве** По истине, от еретиков произойдет умысл, враждебный Господу. Не представляется ли злом против Бога и вероломством – говорить подобно Валентину, что Творец родился последним, как недоношенный плод заблуждающейся мудрости? Не составляет ли умысл против Бога бесстыдство Василида и чудовищное имя Αβραξας которое предпочитается Господу-Творцу? Далее, так как мы, быв научены евреями, хотим следовать также их преданию и представить нашим, то есть христианам, историческое объяснение; то следует так сказать: «не восстанет двоякое бедствие», то есть не будут взяты в плен ассириянами два колена, подобно тому, как были взяты десять. Ибо, находясь еще в земле иудейской и, среди радости и ликования, сплетаясь между собою подобно терниям, ассирияне будут истреблены ангелом, что́ исполнилось, когда в одну ночь были убиты восемьдесят пять тысяч врагов [[old:4ts:19:start|(4Цар. 19)]]. Вполне справедливо также многочисленное войско их сравнивается с пиршеством пьяных и самое пиршество уподобляется не розам, не лилиям, не цветам, но сплетающимся между собою терниям, которые всегда предаются огню и, подобно вполне сухой соломе, сгорают в слабом пламени. Следующие же затем слова: «из тебя произойдет замышляющий злое против Господа, помышляющий о вероломстве», как они утверждают, относятся к Рабсаку, потому что, вышедши из среды ассириян, он хулил Господа и хотел склонить народ в тому, чтобы он, не ожидая помощи от Господа, предался ассириянам и чтобы служил не Богу, а идолам [[old:4ts:18:start|(4Цар. 18]]; [[old:is:36:start|Ис. 36)]]. //**Книга толкований на пророка Наума.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый** Здесь, как и в ст. 9, пророк имеет в виду тот исторический факт, что некогда из Ассирии и Ниневии царь Сеннахерим со страшными полчищами пошел войною против чтителей Иеговы - иудеев, с целью полного порабощения и даже истребления их, а вместе со злым и богопротивным умыслом уничтожения на земле теократического царства Божия (ср. [[old:4ts:18:27|4 Цар XVIII:27:-32]]; [[old:4ts:19:25|XIX:25-23;]] [[old:is:26:12|Ис ХXVI:12-17]]). Эта, столь характерная для Ассирии и царей ее постоянная вражда против народа Божия, против Царства Божия, против спасительных планов Иеговы, являла в ассириянах как бы служителей сатаны, противника Бога, и эта идея выражается у пророка здесь в ст. 11 и ниже ст. 15 (евр. [[old:naum:02:01|II:1]]) употреблением названия //белийял// нечестие, нечестивый и под. Как в абстрактном, так и в конкретном своем значении слово это в Ветхом Завете всегда означает образ действий, поступки, противные богодарованному закону Божию и богоучрежденному порядку жизни, а вместе и людей такого богопротивного настроения ([[old:vtor:13:14|Втор XIII:14;]] [[old:sud:19:22|Суд XIX:22;]] [[old:1ts:02:12|1 Цар II:12;]] [[old:3ts:21:10|3 Цар XXI:10]] и др. ). Впоследствии ко временам Нового Завета это слово, в греческой его форме Belial или Beliar [[new:2kor:06:15|(2 Кор VI:15)]] сделалось поэтому одним из собственных имен сатаны (см. в книге //проф. свящ. А Глаголева//. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г., с. 619-622). Если пророк употребляет столь сильное выражение в отношении Ассирии, то разумеет, вероятно, не одного лишь Сеннахерима и, вообще, не одну определенную личность, один определенный момент враждебного отношения ассириян к Иудее, а обнимает всю сумму зла, порочности и злобы против Царства Божия, обнаруженных ассириянами за все время существования Ассирии в качестве мировой державы. [<10>]