[<10>] ====== Толкования на Наум. 1:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-14 **И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву. А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении** Речь пророка опять обратилась к Израилю: Он как бы так говорит: оставив воспоминание о тех древнейших (прегрешениях) наконец помилую тебя, как уже понесшего праведное наказание; как достаточно наказанного освобожу тебя от жестокой власти тех. Ты никогда не будешь подчинен жезлу, то есть скипетру или царству Ассириян: ибо скипетр есть символ царства. Избавлю тебя от страха и уз рабства и возвращу опять к счастливым дням свободы. Выражение же: **«заповесть о тебе Господь»** ты можешь понимать так. **«Заповесть»** кому, – или святым духам и воинствам ангелов, которые поставлены Богом для охранения Израиля: или **«заповесть»** тому, кто некогда освободит их из плена; а это был Кир, сын Камбиза; но заповедает ему совсем не так, как говорит святому и пророку, но влагает в душу его собственное хотение и делает его исполнителем угодного Ему, хотя он нечист и идолослужитель. Как заповедал Он киту проглотить Иону, и тыкве повелел вырасти и распространить тень над ним, и червю подточить тыкву4; так, говорит, заповедано было и Киру. Таков исторический смысл (сих слов). Бог и Отец мог бы воскликнуть ставшему убийцей Господа Иерусалиму или стране Иудейской: //«понеже до основания своего оляденеет, и аки блющ оплетающийся снеден будет, и аки трость сухоты полна. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещавающий сопротивная»//; ибо она была выжжена и превращена в пустыню, и как сухая солома сожжена за то, что она дерзнула помыслить злое против Господа, и говорила против Него необузданные речи: называли Его то Самарянином [[new:in:08:48|(Ин.8:48)]], то винопийцей [[new:lk:07:34|(Лк. 7:34)]], то рожденным от блуда: то говорили, что он обольщает народ [[new:in:07:12|(Ин.7:12)]], хотя Он для того именно и послан был Богом и Отцом, чтобы избавить от заблуждения заблуждающихся и привести к Богу удалившихся от Него, и многообразно впавших в измену чрез веру возвратить к Нему, просветить находящихся во тьме и соединить разъединенных. Но поскольку Он не совсем погубил Израиля, то, как я уже не раз говорил, ему сохранен останок: ибо и из Иудеев немалое число уверовало, и вместе с язычниками прославляют Христа. Но и сущие от обрезания по плоти пусть услышат слова: **«жезл его сокрушу от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь»**. А о каком жезле, и о каких узах говорит Он, как не сказать теперь? Они подчинены были как бы некоему скипетру, находясь под бременем неразумия и своеволия книжников и фарисеев, и как бы связанные заповедями их, они не принимали веры. Но сокрушен был жезл, то есть власть, расторгнуты узы, и наконец в свободном расположении духа они устремились к Христу, как бы постоянно восклицая друг к другу и говоря сказанное устами Псалмопевца: //«расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их»// [[old:ps:002:03|(Пс.2:3)]]. Но кроме тех и обратившиеся из язычников пусть услышат: **«и ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну: и заповесть о тебе Господь».** Некогда подчиненные скипетру дьявола и связанные узами мирских наслаждений, они покланялись созданию вместо Создателя и не знали действительного и истинного Бога, и немного отличаясь от бессловесных животных, они порабощены были плотским наслаждением и проводили жалкую и крайне неразумную жизнь. Но и они получили свободу, после того как Христос сокрушил тот древний жезл и расторг узы, удалил их от греха и от заблуждения привел к познанию Бога, оправдал верой и наконец заповедал о них, очевидно святым ангелам: ибо написано: //«живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится»// [[old:ps:090:01|(Пс.90:1)]]; ибо **«заповесть»** святым ангелам //«сохранить нас во всех путех»// и взять на руки, //«да не когда преткнем о камень ногу»// [[old:ps:090:11|(Пс.90:11–12)]]. И не подлежит сомнению, что //«ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их»// [[old:ps:033:08|(Пс.33:8)]]. //**Толкование на пророка Наума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву** См. Толкование на [[old:naum:01:12#blzh_ieronim_stridonskij|Наум. 1:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву** См. Толкование на [[old:naum:01:12#lopuxin_ap|Наум. 1:12]] [<10>]