[<10>] ====== Толкования на Наум. 2:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена** Во время тяжелых бедствий войны и самые могущественные вместе с другими припомнят, говорит, как они поступали во время завоевания Иудеи и какие неуместные и непристойные слова произносили они и своими наглыми речами они, жалкие, как бы унижали славу Божию. Но вспомнив об этом, уразумеют наконец, что они вооружили против себя Бога и что Он повергает их (теперь) под ноги врагов их, хотя некогда они и были весьма могущественны и наносили неотразимое поражение всем, против кого устремлялись (войной). Но если они, найдя положение свое безвыходным, и обратятся в бегство; то, изнемогши во время путешествия, они придут к иным намерениям: они будут заботиться о стенах и на них поставят стражу. Этим показывает, что они приведены в совершенное смятение и совсем не знают, что им нужно делать, вследствие помрачения их ума. И опьяненные от тяжелых бедствий, как бы от вина, они оплакивают невозможность спасения, и, легко изменяясь во всем, колеблются, от одного решения переходят к другому, от другого к иному и все это претерпевая без всякой пользы. А когда говорит: **«и побегнут днем»**: то, думаю, указывает на следующее. Будучи могущественными, как я сказал, непобедимыми, суровыми, они наконец дойдут до такой трусости, что решатся явно предаться бегству и не скрывая будут делать это, хотя прежде они боялись как бы не обвинили их в этом на основании одних пустых предположений. И злые силы побеждены величием Христа и не могут противиться Его божественным велениям, очевидно, за нас. Они поражены были ужасом и, не имея никакого безопасного убежища, действительно, предались бегству. Ибо когда Бог подвергает кого-либо наказанию, то кто убежит от Него? Или какое средство может спасти тех, которые нанесли оскорбление Богу? //**Толкование на книгу пророка Наума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена** См. Толкование на [[old:naum:02:03#blzh_ieronim_stridonskij|Наум. 2:3]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь** //Картина самого разгром Ниневии: осада, взятие и разграбление города, панический ужас жителей - бегство одних и пленение других// В ст. 5-10 (евр. 6-11) описывается: 1) взятие Ниневии [[old:naum:02:05|(ст. 5-7)]] и 2) разграбление ее [[old:naum:02:08|(8-10)]]. (евр. 6-8). В самый момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках (евр. //аддирав//), отличающихся рассудительностью и мужеством вместе, соберет их всех, чтобы они, при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины (евр. //гасохех//, Vulg. : umbtaculum) с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии. "Здесь разумеется, - говорит Симашкевич (преосвящ. Митрофан, цит. соч. С. 196 примеч. ) известная ассириянам и вавилонянам особенного рода деревянная машина, наподобие огромной башни, утвержденная на 4 или 6 колесах, под которою находился таран (aries) или машина для разбивания стен (//карим// у [[old:iez:04:02|Иез IV:2]] др., kroV [[old:2mak:12:15|2 Мак XII:15]])... Стрелки, расположенные в верхнем ярусе машины, с страшной быстротой, градом летают стрелы, как с вершины этой башни, так в из боковых ее отверстий; но сами они и таран совершенно защищены, что вполне соответствует названию машины "сохех". Ср. P. //Kleinert//, s. 114. [<10>]