[<10>] ====== Толкования на Наум. 2:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11–12 **Где обиталище львов и то пастбище для львят, к которому пошел лев, чтобы пришел туда львенок, и никто не пугал их-, лев достаточно похитил для щенят своих и умертвил для львиц своих, и наполнил пещеры свои добычею и логовище свое похищенным** Виталищем львов называет Ниневию, ибо в ней жили и делали ее славным, достойным удивления местопребыванием и безопасным царским дворцом некогда царствовавшие в ней Фуа, Салманасар, Сеннахирим и, наконец, Навуходоносор. Они-то и завоевали Иудею. Выражение: **«где есть»**, думаю, не означает вопроса, потому что, мне кажется, надобно остерегаться буквализма. Напротив, через это осмеивает и показывает, что она всецело погибла, так что нигде не осталось и следа ее; ибо //«скончася и извержеся»//, как он сам говорит. И так где же **«виталище львов»**, говорит, то есть Ниневия? И где **«пажить, сущая львичищем»**? Львичищами же называет, как я думаю, находящихся под управлением величайшего царя и подчиненных ему и считающих за честь быть на хорошем счету у него, разумею, сатрапов, военачальников; «пажитью» же их называет подчиненных им, покоренных ими и уплачивающих подати, и производящих собирание имущества; ибо //«пажити богатым убозии»//, по написанному [[old:prsir:13:23|(Сир. 13:23)]]. И так когда уже была совсем разрушена Ниневия и опустошена вся соседняя страна, тогда и говорит: где же обиталище львов? Где пажить львичищ? А что Ниневия была сильным как бы сосредоточием военных сил царей, некогда в ней бывших, показал, говоря: **«како иде лев, еже влезти, тамо львичищи льва, и не бяше устрашающаго»**; ибо устроенная с необычайным великолепием вокруг города стена была неприступна. Когда же Навуходоносор опустошил всю Самарию, и саму Иудею и святой город, говорю, Иерусалим, и отвел в свою землю потомков Израиля; то с подпадшими его власти он обращался так, что одних оставлял для себя и держал их в оковах, других же отдавал в подарок и продавал, и наполнял свою страну и город военнопленными. Посему и говорит: **«лев восхити доволная львичищам своим, и удави львицам своим, и наполни ловитвы гнездо свое, и виталище свое похищения»**. Опять оборот речи взят из того, что обыкновенно бывает; ибо дикие звери, похитив попавшуюся им добычу и наевшись вдоволь, остальное покидают львятам, предоставляя им плоды своих трудов. Опять то же можно сказать и о самом сатане после того, как Христос совершенно истребил его и его дела и отнял его добычу на земле: //«членовныя львов сокрушил есть»//, по словам псалмопевца [[old:ps:057:07|(Пс.57:7)]]. //**Толкование на пророка Наума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11–12 **Где обиталище львов и то пастбище для львят, к которому пошел лев, чтобы пришел туда львенок, и никто не пугал их-, лев достаточно похитил для щенят своих и умертвил для львиц своих, и наполнил пещеры свои добычею и логовище свое похищенным** Вместо «пещер» и «львиц» LХХ перевели «гнезда и щенята», а в остальном удержали тот же смысл. Речь идет еще о Ниневии: она была обиталищем царей и дворцом для знати; к ней направился лев, то есть царь вавилонский, Навуходоносор, и львенок, то есть зависящие от него цари, и никто не противустал им. «Лев достаточно похитил для щенят своих и умертвил для львиц своих», то есть тот же Навуходоносор всем овладел по праву победы и отдал пленников в рабство своим детям и городам своим или, может быть, женам; он «наполнил пещеры свои» или, как стоит в еврейском тексте, «ямы свои», добычею и логовище свое похищенным, наполняя как сокровищницы, так города золотом, серебром, одеждами и всякого рода украшениями, чтобы тем, что имела Ниневия, владел, после победы над нею, Вавилон. Но так как в таинственном смысле (ἀναγωγή) и у Ионы, и у этого пророка мы под Ниневиею разумели мир и так как по Иоанну //мир весь во зле лежит// [[new:1in:05:19|(1Ин. 5, 19)]]; то после того, как прейдет мир, это обиталище зверей, где паслись львы, мы с радостию и ликованием скажем: где обиталище львов, куда пошел лев, диавол, о котором и Петр говорит: //супостат ваш (или наш) диавол, аки лев рыкая ходит, иский кого поглотити// [[new:1pet:05:08|(1Петр. 5, 8)]], и львенок, то есть антихрист и все противные учения, слово, враждебное Богу. //Слышасте//, – говорит Иоанн, – //яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози// [[new:1in:02:18|(1Ин. 2, 18)]], потому что столько есть антихристов, сколько ложных учений. И до пришествия Христова никто не пугал их; но после того, как Господь наш пришел в мир и вошел в Ниневию. Он увидел сатану, спадшего с неба, как молнию [[new:lk:10:start|(Лук. 10)]] и //паде с небесе денница, восходящая заутра// [[old:is:14:12|(Ис. 14, 12)]]. Ибо пришел истинный Самсон к иноплеменникам, и когда он шел в «Фамну», что́ означает «кончина его», чтобы взять себе Далилу, бедную из среды язычников, он умертвил льва, для которого настала кончина, и по смерти его ел сладкий мед [[old:sud:14:start|(Суд. 14)]]. Также истинный Давид, пасший овец отца своего, брал льва и умерщвлял его [[old:1ts:17:start|(1Цар. 17)]], и Ванея, что значит «созидатель Господень», сошел в ров века сего, который обыкновенно охлаждал горячие воды, и умертвил льва [[old:1par:11:22|(1Пар. 11, 22)]]. И в видении Исаии о четвероногих сначала говорится об угнетении этих зверей; //в печали и в тесноте лев и львичищ// [[old:is:30:06|(Ис. 30, 6)]]. Этот лев прежде умерщвления его Христом, весьма многих взял в добычу для щенят своих и умертвил для львиц своих, для своих приспешников, то есть демонов. Посмотри на сборища еретиков, – и ты не будешь спрашивать, какие это многочисленные жертвы, похищенные львом. Обрати внимание на тех мертвых, которые оставили жизнь, – и ты назовешь церкви их не овчим двором пастыря, а пещерами, наполненными трупами и кровию мертвых. //Положил еси//, – говорит Давид, – //тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни, рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе// [[old:ps:103:20|(Псал. 103, 20]]–[[old:ps:103:21|21)]]. Трудно встретить льва среди дня, но он постоянно бродит по ночам, чтобы похищать добычу из Церкви Христовой и чтобы насыщаться, по Аввакуму, пищею избранною [[old:avm:01:start|(Аввак. 1)]]. Так, Иуда был из овчаго двора Христова, но, будучи похищен львом, был задушен им чрез повешение [[new:mf:27:start|(Матф. 27)]]. Также тот пророк, которому Господь повелел не есть хлеба в той стране, где были золотые тельцы и господствовала ложная религия, был умерщвлен львом за то, что ел [[old:3ts:13:start|(3Цар. 13)]]. И Иеремия говорит о грешниках: «порази их лев от дубравы, и волк даже до домов погуби их, и рысь бдяше над градами их; вси исходящии от них будут яты» (Иерем. 5, 6). При этом обрати внимание на то, что никто не похищается, кроме выходящих из градов Божиих. Также по четвертой книге Царств [[old:4ts:17:start|(гл. 17)]] жившие в городах Самарийских и не знавшие закона Бога земли умерщвлялись львами, пока не научились чтить Бога, после чего избавились от львов. Поэтому, как я полагаю, и все то, что было добычею зверей, не приносится в жертву Богу [[old:lev:22:08|(Лев. 22, 8)]], и пророк говорит: //нечистое и растерзанное зверем не входило в уста мои// [[old:iez:04:14|(Иез. 4, 14)]]. Таким образом лев был умерщвлен и, по опровержении ложных учений, //от ядущего ядомое изыде и от крепкого изыде сладкое// [[old:sud:14:14|(Суд. 14, 14)]]. //**Книга толкований на пророка Наума.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, - лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным** В обычной у библейских писателей форме вопроса, не требующего ответа, но прямо предполагающего совершенное отсутствие предмета (ср. [[old:is:19:12|Ис ХIХ:12;]] [[old:is:33:18|ХXXIII:18,]] [[old:is:24:19|XXIV:19;]] [[old:is:42:13|ХLII:13;]] [[new:1kor:01:20|1 Кор I:20;]] [[old:ier:13:20|Иер ХIII:20;]] [[old:mal:01:06|Мал I:6]]; [[old:mal:02:17|II:17:]] и др. ), пророк делает величественное и глубоко выразительное сравнение жестокой Ниневии и жителей ее с логовищем льва, который вообще у всех народов представляется, по хищничеству и превосходству силы, царем всех зверей (ср. [[old:is:15:09|Ис XV:9;]] [[old:ier:04:07|Иер IV:7]]; [[old:am:03:08|Ам III:8]]). //"Виталищем львов"// называет пророк Ниневию, //львами// царей, //львичищами// - сынов их, а //пажитию// подвластные им города... У сих зверей в обычае удушать пойманных ими животных и приносить в пищу детям своим. И ассирияне, сокрушая целые царства других народов, собирали с них дани" (//блаж. Феодорит//, с. 14, 15). Глубокая верность употребленного пророком сравнения ассириян со львами и Ниневии с их логовищем совершенно оправдывается исторически известными характеристическими особенностями этого народа и его отношениями к современному ему миру, выступающими в таком именно свете, как у других священных писателей ([[old:is:05:29|Ис V:29, 30;]] [[old:ier:50:17|Иep L:17;]] [[old:iol:01:start|Иоил I]] и др. ), так и на собственных древних памятницах Ассирии: изображениями львов ассирияне любили украшать входы и двери, стены, сосуды, оружие, видя в этом, конечно, символ своей силы, могущества, так что фигура льва являлась как бы государственно-национальным ассирийским гербом; собственные свидетельства ассирийских царей о своих военных подвигах, читаемые на обелисках и других памятниках клинописи, вполне гармонируют с библейскими изображениями хищничества и жестокости ассириян в роли победителей. Ст. 11-13 **Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, - лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих** //Печальная картина совершенного запустения Ниневии, лежащей в развалинах, поверженной в прах и уничтоженной силою Иеговы, Бога мстителя, в противоположность ее былому величию и могуществу// евр. 12-14. От страшного зрелища разрушения и опустошения пророк переносится мыслью к исчезнувшему величию древней Ниневии, и с чувством изумления и радости говорит о предстоящем исчезновении этого средоточия всевозможных сокровищ, добытых насилиями и неправдами, этого истинного логовища львов (ст. 11-12; ср. [[old:sof:03:03|Соф III:3]]). В заключительном стихе (13, евр. 14) пророк дает знать читателям, что изреченное и еще изрекаемое есть еще пророчество, а не событие, но пророчество непреложно имеющее осуществиться: историческая роль Ассирии, как мировой державы, по неотвратимому суду Божию, безвозвратно окончится; гибель ее полная неизбежна. Таким образом, в этой строфе, как затем и следующей (III-й) главе не столько сообщается новых штрихов фактической стороны ожидающей Ниневию катастрофы, сколько дается указание внутренних и внешних мотивов этой последней. [<10>]