[<10>] ====== Толкования на Наум. 3:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский===== **Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена** Похвала за постыдные дела увеличивает значение преступлений, как если бы кто-нибудь сказал о ком-либо, что он искусный вор и храбрый разбойник и искусный волшебник. Итак, хотя и можно сказать о Ниневии: **«блудница добра и приятна»**, но это никак не может послужить в похвалу ей, напротив должно подать повод к более тяжкому ее обвинению; ибо ведущие распутную жизнь женщины кажутся особенно привлекательными тогда, когда они отличаются приятными и остроумными речами. Такова была и Ниневия, искусная на злодеяния, сумевшая немало пленить городов и стран и внушить им угодные и приятные для них стремления; а это были волшебства, лжепророчества, нечистые священнодействия и идольские забавы. Она доходила до такого неразумия, что столь постыдные дела считала достохвальными и обреченными на величайшее прославление. У ней было в обычае продавать кому-либо народы и страны **«в чародеяниих своих»**. Как или каким образом, – разъясним это по возможности. Обыкновенно Ассирияне, желая воевать и вооружаясь против других, при помощи искусства волхвов старались предугадать будущее. Домогаясь почестей от царя, волхвы возвещали победу во всякой войне и давали ложные обещания, что своими заклинаниями они ослабят противников. Нечто подобное хотел сделать Валак, царь моавитский. Он подкупил преступного Валаама и возвел его на гору, говоря: //«прииди проклени»// мне Израиля [[old:chis:22:11|(Чис.22, 11)]]; ибо они думали, что заклинаниям волхвов будут подчиняться самые события. Блудом же здесь называет волшебное искусство, при помощи которого совершали продажу племен ее мудрецы, которые приносящим им подарки всегда обещали победу. //**Толкование на книгу пророка Наума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена** См. Толкование на [[old:naum:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Наум. 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-7 **Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена. Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор. И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: "разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?"** От изображения вины Ниневии в разного рода убийствах и кровопролитиях и наказания ее за эти преступления, пророк переходит к изображению другого рода преступлений Ниневии - "блудодеяния", евр. //зенуним//, LXX porneia, Vulg. fornicationes. Это выражение, как и весь вообще образ, под которым в ст. 4-м представлена Ниневия, может быть понимаемо двояко: в более узком, специальном смысле - применительно к пророческому воззрению на отношения Иеговы к Своему народу - Израилю, как на отношения брачного союза ([[old:iez:16:08|Иез ХVI:8;]] [[old:os:01:start|Ос I-III]] гл), и на отпадение израильтян от истинного Бога и уклонение к идолопоклонству [[old:iez:16:30|(Иез XVI:30-31;]] [[old:os:01:start|Ос I-III)]] - в смысле идолопоклонства - и в смысле более широком. В первом смысле понимает рассматриваемое выражение блаженный Федорит, когда причиною гибели Ниневии называет "идольскую прелесть и великое непотребство" ее (с. 16); равным образом, по блаж. Иерониму, "Ниневия будет наказана за то, что она блудодействовала со многими народами и чтила идолов всего мира, который она подчинила себе" (с. 291), но такое специальное понимание рассматриваемого термина в отношении Ниневии, строго говоря, не может иметь применения, так как заветных отношений между Иеговою и языческими народам (наподобие завета с Израилем), не существовало; притом собственно об идолопоклонстве Ниневии в рассматриваемом отделе (ст. 4-7) нет речи. Очевидно, рассматриваемое выражение должно иметь более широкий смысл, в котором, однако, элемент идолослужения может не отсутствовать, так как именем "великой блудницы" в Апокалипсисе ([[new:otkr:17:01|XVII:1]] след. ) назван Вавилон, как тип язычества. Таким образом, название блудодеяния в рассматриваемом месте может означать вообще "безбожную жизнь ассириян, которые не имели Бога в сердце своем и, увлекаясь собственными страстями, в сущности любили только самих себя и в своих отношениях к другим руководились своим самолюбием, которое всегда прикрывается личиною любви и под покровом ее ищет удовлетворения собственной похоти: так блудница расточает только притворно свои ласки другим и под этими ласками скрывает лишь заботу о своих личных выгодах. Такова была Ниневия, которая всеми хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы и подчиняла их своей власти" (//Симашкевич//, с. 250-251). С этой стороны, обольстительная тактика Ниневии была слишком известна Израилю, горьким опытом многократно испытавшему всю обманчивость расточаемых ею ласк и даваемых ею благоприятных обещаний (такова была деятельность Феглафелласара (Тиглат-Пилезера, [[old:2par:28:20|2 Пар XXVIII:20-21]]; [[old:4ts:16:07|4 Цар XVI:7:-8;]] [[old:is:07:18|Иc VII:18-20;]] Салманасара - [[old:4ts:18:13|4 Цар XVIII:13-17;]] и Сеннахерима [[old:is:36:start|Ис XXXVI;]] [[old:4ts:18:start|4 Цар XVIII]]). Средствами для цели у блудницы, Ниневии, были: блестящая внешность и видимость непобедимого могущества и, кроме того, нарочитые средства магического свойства. А последствием всего этого было всеобщее порабощение ею всех окрестных племен и народов (ст. 4). При этом общем толковании греха Ниневии может быть допущено и более специальное, даваемое блаж. Феодоритом: "Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты (Ниневия) славною и знаменитою для тех, кто не имеет прав судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя [блаж. Феодорит, очевидно, имеет в виду помилование Ниневии вследствие ее покаяния после проповеди пророка Ионы] сподобил великого человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством... Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою" (с. 16). Таково преступление Ниневии, а далее, ст. 5-7:, указывается Божие наказание ей, по роду своему соответствующее характеру преступления, как и первое преступление, Ниневии - кровопролитие имеет вызвать соответствующее же отмщение (ст. 1-3). Обнажение и крайнее посрамление Ниневии-блудницы выражено у пророка в чертах резких, но не необычных и у других пророков [[old:is:47:02|(Ис XLVII:2;]] [[old:ier:13:22|Иер XIII:22,]] [[old:ier:13:26|26;]] [[old:iez:16:30|Иез XVI:36-40;]] [[old:os:02:03|Ос II:3)]] и, вообще, свойственных востоку. "Так как, - перифразирует мысль ст. 5-6 блаж. Иероним, - ты, Ниневия, продавала народы через блудодеяния свои и семейства через чарования свои, и, подобно, публичной непотребной женщине, раскладывала свои ноги для всякого, то Я сам приду для разрушения тебя, - Я не пошлю Ангела и не поручу другим суда над тобою. Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь служить примером для видящих тебя. Все это излагается под образом (sub metaphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред народом и бесчестится пред глазами всех" (с. 295). По блаж. Федориту, все что говорится в ст. 5-6, "сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бесчестию" (с 16). Ст. 7: указывает следствие поругания Ниневии и отношение к этому других народов. "Кто увидит, что Ниневия разорена и что она обращена в пример для всех, тот испугается, удивится и скажет: кто будет печалиться о тебе, кто может быть твоим утешителем? Пока ты была могущественною, ты, как жестокая властительница, не жалела старца, не обращала внимания на младенца, и не приготовила никого, как друга для времени твоей печали, потому что ты никого не хотела иметь соучастником в твоем царствовании" (//блаж. Иероним//, с. 297). [<10>]