[<10>] ====== Толкования на Наум. 3:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский===== **Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля** Как, говорит, Амон бедствовал, подвергшись ударам твоей жестокости и бедствиям твоего нашествия, так и сама ты омрачишься и будешь как бы в опьянении, не имея устойчивости, то есть, потрясаемая и падающая от врагов и лишенная вышнего попечения. Да, на кого Бог призирает, того Он всячески милует и исполняет молитвы его. И Иерусалим, противящийся Богу и не обладающий трезвенностью, был как бы в опьянении от того, что не хотел просветиться божественным светом и внимать словам Христа: «//аз есмь свет миру»// [[new:in:08:12|(Ин.8:12)]] и другим: //«дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имет»// [[new:in:12:35|(Ин.12:35)]]. Под опьянением же можно разуметь тьму духовную и под ночью в сердце – неведение бедствия и совершенную невозможность знать путь спасения. А что он потрясен и не имеет в себе основания для совершения добрых дел, – в этом как и почему можно усомниться? Ведь он сдвинулся с Основания всяческих и не имеет непоколебимого основания, то есть, Христа; он презрен и предан врагам или Римлянам, или же возбуждающим ко всем страстным движениям, говорю, нечистым духам. Итак, Христос и вера в Него избавит нас от всякого зла и сделает нас победителями над суровыми врагами и поставит нас пред очами Бога; ибо Он никогда не презрит любящих Его. //**Толкование на книгу пророка Наума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля** См. Толкование на [[old:naum:03:08#blzh_ieronim_stridonskij|Наум. 3:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля. Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть. Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои** Совершенно подобная участь неотвратимо ожидает и Ниневию. Ей предстоит принять из рук Божиих и выпить чашу гнева Божия (ср. [[old:ps:074:09|Пс LXXIV:9;]] [[old:ier:25:15|Иер XXV:15-17;]] [[old:ier:51:07|LI:7;]] [[old:avm:02:16|Авв II:16]] и др. ). "Как упоению какому предана будешь бедствию и устремляясь туда и сюда, станешь искать какого-либо избавления от обдержащих зол, но не найдешь... Подобно смоковницам, колеблемым ветром, с которых легко спадают и незрелые смоквы, будешь ты лишена жителей: мужественные твои воины, объятые страхом, ничем на будут отличаться от жен; но без усилия отворятся врата твои, когда огонь истребит вереи, и, как поток, вторгнутся в них сопротивные" (//блаж. Феодорит//, с. 18). В ст. 11 знаменательно выражение "ты будешь сокрыта" //теги наалама//: удивительно точное исполнение этого пророчества можно видеть в том, что развалины некогда славной, всемирно известной Ниневии скоро после рокового события 606 года, действительно, пришли в забвение и долго оставались совершенно неизвестными миру, а в настоящее время, с установлением местонахождения древней Ниневии, развалины ее все же представляют печальную картину бесследно и безвозвратно погибшего, совершенно уничтоженного и всеми презренного величия. В ст. 12-13 показывается легкость и беспрепятственность завоевания и падения Ниневии, неизбежность и несомненность чего была показана в ст. 8-11. Палестинский колорит носит употребленное в ст. 12 сравнение укреплений Ниневии скороспелыми смоквами //биккурим//: этот род смокв поспевал не только в июне, но и еще ранее [[new:mk:11:13|(Мк XI:13)]], тогда как обычным сезоном собирания смокв является лишь конец августа; они держатся на дереве весьма непрочно и легко отпадают [[old:is:28:04|(Ис XXVIII:4;]] [[old:os:09:10|Ос IX:10;]] [[old:mih:07:01|Мих VII:1;]] [[old:ier:24:04|Иер XXIV:4)]]. Так и все твердыни Ассирии попадут в руки неприятелей без усилий с их стороны. Первая половина 13 ст. объясняет причину легкости завоевания Ниневии и всей страны - решительным упадком мужества в войске: воины ассирийские по унынию и трусости будут подобны женщинам (ср. [[old:is:19:16|Ис ХIX:16;]] [[old:ier:50:37|Иер L:37;]] [[old:ier:51:30|LI:30]]). Во 2-й половине стиха не только еще раз указывается на легкость завоеваний самых главных твердынь Ассирии, но и оказывается самый образ гибели последних, именно необыкновенная быстрота роковой катастрофы: "врагам твоим настежь откроются ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои". В последних словах видят указание на обычай ассириян - при осаде городов и крепостей употреблять зажженные факелы с целью зажечь дверные запоры и таким образом открыть доступ в осаждаемый город; таким же образом имеют поступить с ними. [<10>]