[<10>] ====== Толкования на Нав. 1:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 1-2 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым** Иисус, сын Навина, обрёл величие, ибо его союз с Моисеем стал не только наставлением в законе, но и освятил его благодатью. Когда же на месте стояния величие Господа воссияло Своим Божественным присутствием, один Иисус был на месте стояния. И когда Моисей говорил с Богом, равно и Иисуса покрывало священное облако. Священники и народ оставались внизу, а Иисус взошёл на гору с Моисеем, дабы принять Закон. Весь народ находился внутри стана, а Иисус - вне стана, на месте стояния свидетельства. Когда же столп облачный опустился и Господь заговорил с Моисеем, он как верный служитель стоял за ним; молодой человек, он не сошёл с места стояния, в то время как старейшины, находясь вдалеке, содрогались от таких Божьих чудес. //**Обязанности духовенства.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым** Имя Иисуса [Навина] было прообразом Христа... <...> Что же? Разве никто другой не назывался Иисусом? Но он был назван этим именем в прообразовательном смысле, ибо его звали Осией, а потом его имя было изменено, ибо оно было предсказанием и пророчеством. Он ввел народ в землю обетованную, как Иисус Христос [вводит нас] на небо. Ни закон, ни Моисей не сделали этого, но остались вне; закон не может вводить туда, но благодать. //**Гомилии на Послание Евреям.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым** **«И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им»** [[old:nav:01:01|(Нав.1:1–2)]]. Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: //«сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша»// [[new:1kor:10:11|(1Кор.10:11)]]. И в послании к Галатам сказал он так: //«писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета»// и пр. [[new:gal:04:22|(Гал.4:22–24)]]. Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: //«имут Моисея и пророки»// [[new:lk:16:29|(Лк.16:29)]]; и: //«даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит»// [[new:2kor:03:15|(2 Кор.3:15)]]. Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: //«кончина закона Христос в правду всякому верующему»// [[new:rim:10:04|(Рим.10:4)]]. Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. //«От дний же Иоанна... царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е»// [[new:mf:11:12|(Мф.11:12)]]. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: **рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову** [[old:nav:01:01|(Нав.1:1)]]. И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, //«во еже утвердити обетования отцев»// [[new:rim:15:08|(Рим.15:8)]]; и еще: //«егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем»// [[new:gal:04:04|(Гал.4:4–5)]]. Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: //«аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа»// [[new:in:05:46|(Ин.5:46)]]. И Иудеи говорили Иисусу Навину: //«по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем»// [[old:nav:01:17|(Нав.1:17)]]. ===== Ориген ===== Ст. 1-2 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым** Эта книга не столько излагает нам деяния сына Навинова, сколько описывает нам таинства Иисуса, Господа моего. Ибо это Он получил власть после смерти Моисея, Он ведет войско и сражается против Амалика, и Он изображается на горе с поднятыми руками, победоносно пригвождая в Себе к Своему кресту власти и господства. Итак, Моисей скончался, ибо закон прекратился. Ведь закон //и пророки до Иоанна// [[new:lk:16:16|(Лк 16:16)]]. Впрочем, хочешь, я представлю доказательства из Писания, что закон называется **Моисеем**? Послушай, что сказано в Евангелии: //У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их// [[new:lk:16:29|(Лк 16:29)]], - здесь, без сомнения, **Моисеем** назван закон. Следовательно, скончался Моисей, раб Божий, ибо скончался закон и предписания закона уже прекращаются. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Лактанций ===== Ст. 1-2 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым** Вот, пророк не говорит: «Господь сказал мне», но - **Иисусу**, чтобы показать, что он не о себе говорит, но о Христе - это Ему тогда говорил Бог. Тот Иисус являлся прообразом Христа, и первоначально имя ему было Осия. Моисей, предвидя будущее, повелел ему именоваться Иисусом, чтобы он, когда избран будет предводителем войска против Амалика, нападавшего на сынов израилевых, и врага разбил силою имени своего, и народ ввёл в землю обетованную. Итак, он следовал Моисею и в том, чтобы показать, что новый закон, данный через Иисуса Христа, должен будет сменить закон, данный через Моисея. //**Божественные установления.**// ===== Лопухин А.П. ===== **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву ** //По смерти Моисея,// т. е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом [[old:vtor:34:08|(Втор XXXIV:8).]] //Раба Господня:// это — почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему. (Он употреблен в [[old:chis:12:07|Чис XII:7;]] [[old:vtor:34:05|Втор XXXIV:5;]] [[old:3ts:08:56|3 Цар VIII:56;]] [[old:ps:104:26|Пс CIV:26]] и др.). //Иисус сын Навина// — один из //главных// или //князей// Ефремова колена [[old:chis:13:03|(Чис XIII:3, 4,]] [[old:chis:13:09|9)]] — назван //служителем// Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол //«служить» («шарат»)//, от которого происходит слово служитель («//мешарет//»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности — служения Господу ([[old:1ts:02:11|1 Цар II:11]] и др. м.). Ст. 1-9 **По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь** Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа, как назначенному уже Моисеем его преемнику [[old:chis:27:15|(Чис XXVII:15–23)]]. Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину [[old:chis:27:21|(Чис XXVII:21)]], так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах [[old:1ts:23:11|(1 Цар XXIII:11;]] [[old:1ts:30:08|XXX:8)]]. С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу. [<10>]