[<10>] ====== Толкования на Нав. 5:2 ====== ===== Мч. Иустин Философ ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** Тот [Иисус], как известно, обрезал народ вторым обрезанием каменными ножами. И оно было предвозвещением того обрезания, которым Сам Иисус Христос обрезал нас от служения камням и другим идолам и собрал множество тех, которые от необрезания, то есть от обольщения мира, на всяком месте были обрезаны каменными ножами - словами Господа нашего Иисуса. Ибо то, что пророки в притчах называли Христа камнем и скалою, я уже показал. А под каменными ножами мы будем разуметь Его слова, через которые такое множество заблуждавшихся людей от необрезания были обрезаны обрезанием сердца, которым Бог повелел тогда Иисусу обрезать даже тех, кто имел обрезание, получившее начало от Авраама, когда Он сказал Иисусу обрезать вошедших в ту святую землю вторым обрезанием каменными ножами. //**Диалог с Трифоном иудеем.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** Обрезание было образом крещения. Ибо как обрезание отсекает неполезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас обрезывается грех. Ясно же, что грех есть излишек вожделения, а не полезное вожделение (ведь невозможно, чтобы кто-нибудь вообще не имел вожделения или совсем не испытывал удовольствия). Но бесполезность удовольствия, то есть бесполезное вожделение и удовольствие, - вот что такое грех, обрезаемый святым крещением. //**Точное изложение православной веры.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** Как должно разуметь сказанное: **обреза сыны Израилевы второе** [[old:nav:05:02|(Нав.5:2–3)]]? Слово сие всего более преднаписует истину; потому что приявшим обрезание Моисеево проповедники Евангелия принесли обрезание духовное. Веруйте, сказали они, //«и да крестится кийждо вас во имя Господа нашего Иисуса Христа,... и приимете... обетование... Святого Духа»// [[new:act:02:38|(Деян.2:38)]]. Сие обрезание божественный Апостол назвал //нерукотворенным// [[new:kol:02:11|(Кол.2:11)]]. И в другом месте говорит: //«обрезание сердца духом, не писанием»// [[new:rim:02:29|(Рим.2:29)]]. Посему из Иудеев уверовавшие в Спасителя, имея обрезание Моисеево, прияли еще обрезание духовное. А потому словом: **второе** прообразуется истина: ибо двукратное обрезание плоти невозможно. Простой же буквальный смысл показывает, что как Аврааму в начале Бог дал сей закон; так и Иисусу вторично повелел обрезать бывших еще необрезанными. Но слез достойны Иудеи, которые не могут понять, что обрезанные подверглись различным наказаниям и истреблены, а необрезанные спаслись, отцы погибли, а дети прияли обетование. Так и мы, будучи чадами, приемлем небесное царствие; а Иудеи, которые нам вместо отцев, лишились вечных благ, и отринуты от сродства с Патриархами. Посему надлежало им дознать из сего, что обрезание не всегда необходимое дело. Ибо Аврааму Владыка Бог, предвозвестив время пресельничества, повелел обрезаться, от тех же, которые освободились от египетского рабства и жили в пустыне, не потребовал хранения сего закона, и не наказал их за нарушение онаго; потому что, живя особо, и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в сем знамении. Но когда Бог ввел их наконец в землю обетованную, тогда повелел обрезаться, чтобы смешение с иноплеменниками не повредило благочестью. Ибо, если случалось кому входить в обольщение, то нетрудно была усмотреть сие знамение и возвратить в стадо, потому что заклейменные овцы, если и потеряны будут, скоро отыскиваются. Почему Бог повелел обрезать Евреев ножами каменными [[old:nav:05:02|(Нав.5:2)]]? Обрезываемых было великое множество, и обрезание надлежало совершить скоро, чтобы праздновать Пасху. Посему вероятно, что народ, столь долго проживший в пустыне, не имел в большом числе ножей, сделанных из железа. Сверх того, каменные ножи прообразуют наше обрезание; потому что Владыка Христос есть камень. Сказано: //«пияху от духовного последующего камене: камень же бе Христос»// [[new:1kor:10:04|(1Кор.10:4)]]. Он же называется и мечем. Сказано: //«живо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра»// [[new:evr:04:12|(Евр.4:12)]]. А спасительное Его учение производит в нас духовное обрезание. При том история показывает, что многие из родившихся в Египте не были обрезаны: потому что родители их, как вероятно, боялись совершить над ними обрезание по причине умерщвления Еврейских младенцев, все же, можно сказать, родившиеся в пустыне, исключая разве немногих, оставались необрезанными. Место обрезания названо Галгала, что значит свобода. Тогда изрек Бог всяческих: //«в днешний день отъях поношение Египетско от вас»// [[old:nav:05:09|(Нав.5:9)]]. А сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение. ===== Ориген ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** В этом месте я хотел бы спросить иудеев, каким образом кто-то может быть обрезан вторым плотским обрезанием. Ведь тот, кто однажды обрезан, уже не имеет того, что можно было бы отъять во второй раз. Но посмотри, как достойно и прилично мы, сказавшие, что есть духовный закон, разрешаем это [затруднение]. Ибо мы говорим, что тот, кто наставлен в законе и будучи научен Моисеем, отверг заблуждения идолослужения, отложил поклонение идолам и их почитание. Это есть первое обрезание законом. Если же он переходит от закона и пророков к евангельской вере, тогда он получает второе обрезание камнем, который есть Христос и исполняет то, что сказал Господь Иисусу [Навину]: //Ныне Я снял с вас посрамление Египетское// [[old:nav:05:09|(Ис. Нав 5:9)]]. Так и апостол сказал: //Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос// [[new:1kor:10:04|(1 Кор 10:4)]]. Так и мы в этом месте соответственно можем сказать: они были обрезаны духовным последующим камнем, камень же был Христос. Ибо кто не очистился через Евангелие вторым обрезанием, тот не может отложить египетского посрамления, то есть обольщения плотских пороков. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Тертуллиан ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** Когда Осия, сын Навинов, назначается преемником Моисея, прежнее имя его, понятно, меняется и его начинают звать Иисусом. Понятно, скажешь ты. Это, скажем мы для начала, был образ будущего. Ведь так потому, что Иисусу Христу предстояло ввести второй народ (это мы, язычники, бывшие прежде рассеянными по миру) в землю обетованную, //где течет молоко и мед// [[old:ish:03:08|(Исх 3:8)]], то есть во владение жизнью вечной, слаще которой ничего нет. И надлежало так быть не через Моисея, то есть не строгость закона, но через Иисуса, то есть благодать нового закона, после нашего обрезания ножом каменным, то есть заповедями Христа, ибо Христос многократно и во многих образах предсказан как камень . Итак, муж сей, которому предстояло действовать как образу этого таинства, возведён был в образе имени Господа - чтобы звался он Иисусом. //**Против иудеев.**// ===== Лактанций ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** Вот, сам Моисей [говорит]: //и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей// [[old:vtor:30:06|(Втор 30:6)]]. Так и у Иисуса Навина, преемника Моисея, мы видим: **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.** Он сказал, что это второе обрезание не будет обрезанием плоти, как было сначала и как до сего дня делают иудеи, но обрезанием сердца и духа, которое дал Христос, бывший истинным Иисусом. //**Божественные установления.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания** В то время, когда израильский народ расположил свой стан у холма, названного Галгалом, а цари и племена Ханаанские находились в состоянии оцепенения от охватившего их страха, последовало Иисусу Навину божественное повеление о том, чтобы он приготовил каменные ножи и сделал снова весь народ обрезанным, каким он был прежде. «**Острые [каменные] ножи**». В еврейском тексте употреблены здесь два слова: «харвот цурим», значащие по буквальному переводу //«ножи каменные»//, как переведены эти слова в Вульгате (cultros lapideos). У 70-ти первоначальный перевод состоял так же, нужно думать, из слов ἐκ πέτρας ἀκροτόμου — //«из камня острого»//, как читается в Александрийском и некоторых других списках с опущением слова πετρίνας — //«каменные»//. Слово «**острые**» представляет позднейший перевод еврейского слова «цурим», который не признают точным и западно-христианские комментаторы, опирающиеся вообще на еврейский текст [Разумеются вышеозначенные комментарии Keil'я и Соок'а.]. Употребление каменных ножей при обрезании было древним обычаем [[old:ish:04:25|(Исх IV:25),]] сохранявшим свою силу и в то время, когда в обыденной жизни начало употребляться железо. «**И обрежь сынов Израилевых во второй раз**», т. е. снова, вторично сделай весь израильский народ обрезанным, каким он вышел из Египта. [<10>]