[<10>] ====== Толкования на Нав. 5:10 ====== ===== Ориген ===== Ст. 10-11 **И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день** Совершив Пасху, евреи полагают начало исходу из Египта. И после перехода через Иордан с Иисусом на десятый день первого месяца они расположились лагерем в Галгале... <...> Тогда **совершили сыны Израилевы Пасху в четырнадцатый день месяца** намного радостнее египетской, когда **они стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна** [[old:nav:05:11|(Ис. Нав 5:11)]], пищу лучше манны. Ибо, когда они еще не получили обетованную землю, Бог питает их меньшим, и благодаря такому Иисусу они получают не худший хлеб. Это будет очевидно тому, кто помыслил об истинно Святой земле и горнем Иерусалиме. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ---- Если закон следует понимать только согласно букве, то, без сомнения, оказывается, что сыны Израилевы, поскольку они пользовались лучшим (ибо они получали манну с неба), по обетованию получили худшее; прежде им недоставало пищи в Египте, а затем воспоследовала, естественно, лучшая пища — манна с неба. И тогда следует думать, что с исчезновением лучшей пищи последовала худшая, если [только не допустить], что в духовном понимании смысла больше и он более истинный, нежели тот, который обнаруживается в буквальном [толковании] текста. В самом деле, они не могли совершить Пасху до обрезания, но и не могли есть мясо агнца сразу после обрезания, пока не исцелились. Но после того, как они исцелились, говорится, что **сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца**. Итак, ты видишь, что никто нечистый или необрезанный не совершает Пасху, но только тот, кто стал чист и обрезался, как и апостол разъясняет, говоря: //Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.// //Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины// [[new:1kor:05:07|(1 Кор 5:7]][[new:1kor:05:08|-8)]]. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст 10-12 **И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перстала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской** Нахождение всего народа в Завете с Богом делало возможным для него совершение Пасхи, наступавшее через два дня. Болезненное состояние обрезанных не могло служить препятствием к этому [[old:chis:09:10|(Чис IX:10),]] а приготовить пасхального агнца могли прежде обрезанные; они же оберегали и израильский стан от нападения врагов, от которого обезопасил кроме того наведенный на них страх. Пасха совершена была в 14-й день первого месяца (ср.[[old:nav:04:19| IV:19)]] вечером, т. е. сообразно с установлениями ([[old:ish:12:06|Исх XII:6;]] [[old:lev:23:05|Лев XXIII:5]] и др.). Под **другим днем Пасхи**, с которого израильтяне **стали есть произведения земли**, нельзя разуметь здесь 15-й день первого месяца, как в[[old:chis:33:03| Чис XXХIII:3,]] на том основании, что закон [[old:lev:23:14|(Лев XXIII:14,]] [[old:lev:23:10|10)]] запрещал употреблять в пищу новый хлеб прежде принесения в святилище снопа новой жатвы, а это принесение должно было совершаться (11) **на другой день праздника** (буквально с еврейского «//субботы//») под которым разумеется 15-й день первого месяца, т. е. Пасха, которая праздновалась, как суббота. Таким образом, употребление в пищу произведений земли от новой жатвы начиналось с 16-го дня первого месяца. После того, как израильтяне стали питаться произведениями ханаанской земли, ниспослание манны, как переставшей быть необходимою, прекратилось. **//Толковая Библия.//** [<10>]