[<10>] ====== Толкования на Нав. 8:30 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал** См. Толкование на [[old:vtor:27:04?&#prp_maksim_ispovednik|Втор. 27:4]] ===== Ориген ===== Ст. 30-31 **Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные** Как ты думаешь, кто эти **цельные камни**? Совесть каждого [человека] знает, кто есть цельный, кто незапятнанный, нескверный, непорочный плотью и духом; кто есть тот, на кого не было **возложено железо**, то есть тот, кто не принял огненные стрелы порочного вожделения, но угасил и отверг их щитом веры; или кто тот, который никогда не брал железо сражения, железо войны, железо распри, но всегда был миротворцем, всегда тихим и кротким, образованным из смирения Христа. Вот таковы живые камни, из которых наш Господь Иисус соорудил **жертвенник из цельных камней, на которые не было возложено железо**, дабы возносить на них всесожжения и жертву спасения. Я думаю, что эти цельные и неоскверненные камни вполне могут означать святых апостолов, которые все вместе единодушно и согласно сооружают единый жертвенник. Ибо так поступают все, кто единодушно молится и отверзает свои уста, говоря: //Ты, Господи, Сердцеведец всех// [[new:act:01:24| (Деян 1:24)]]. Следовательно, кто смог единодушно, одним гласом и одним духом молиться, те сами, быть может, достойны сооружать все вместе один жертвенник, на котором Иисус приносит жертву Отцу. Однако давайте и мы стараться прилагать усилия, чтобы говорить всем единодушно, чувствуя одно и то же; не делая ничего ни по соперничеству, ни по тщеславию, но пребывая в одном помышлении и в одном мнении, если, конечно, мы сможем стать камнями, пригодными для жертвенника. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-35 **Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные. И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми. Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев. И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона; из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них** «**Тогда Иисус устроил жертвенник Господу... на горе Гевал**». Ближайший смысл выражения «**тогда... устроил**» состоит, конечно, в том, что построение жертвенника на горе Гевал совершилось после завоевания Гая, о котором говорилось перед этим. Это понимание возбуждает, однако, недоумение в том отношении, что в предшествующем повествовании не было сказано о завоевании той местности, в которой находится гора Гевал с близлежащей Гаризим; предпринимать же путешествие в не завоеванную местность, находящуюся от Иерихонского Галгала в значительном расстоянии (около 60 верст), с женами, детьми и пришельцами (ст. 35) и оставаться здесь в продолжение нескольких дней вблизи неприятельского города (Сихема) могло быть небезопасным ввиду возможных враждебных столкновений с местным населением, о которых библейский писатель не говорит, однако, в этих стихах. Это соображение приводит многих библеистов к тому представлению, что событие, изложенное в 30–35 стихах, совершилось не вслед за взятием Гая, а значительно спустя после этого и что эти стихи занимают в библейском тексте не то место, какое дано им было первоначально библейским писателем [Это понимание принято отчасти и у нас в названных выше учебных пособиях протоиереев М. Хераскова и П. А. Владимирского.]. При видимой своей вероятности это объяснение не может быть признано правдоподобным уже потому, что ст. 30–35 неизменно занимают настоящее свое место в конце VIII главы по еврейскому тексту и по древним переводам [Единственное, сколько известно, исключение в этом отношении представляет только древний Ватиканский список, в котором ст. 30–35 следуют не после 29-го ст. VIII главы, а после 1–2 ст. IX гл ; но и по этому чтению Ватиканского списка содержимое в 30–35 ст. не отодвигается далее от завоевания Гая, так как в 1–2 ст. IX гл, излагается не то, что сделано было Иисусом Навином после этого завоевания, а то, что предпринимали в это время ханаанские цари.]. А что касается приведенного недоумения, то оно устранимо, помимо мысли о том, что событие, изложенное в 30–35 ст., совершилось в другое, позднейшее время. Оно устраняется посредством того правдоподобного предположения, что поход израильтян против Гая не ограничивался завоеванием этого города, а простирался и на другие города среднего Ханаана. А основанием для такого предположения служит то, что средняя часть Ханаана, в которой находились названные горы, несомненно была завоевана Иисусом Навином и что завоевание ее должно было предшествовать завоеванию южного и северного Ханаана. Несомненность завоевания среднего Ханаана очевидна из самого положения его в Ханаанской земле, как центральной полосы, владение которой открывало доступ в другие части этой страны. Для Иисуса Навина это завоевание имело, как замечено было прежде, то особенное значение, что, владея этой полосой, он через это разъединял южный и северный Ханаан и облегчал для себя победу над тем и другим в отдельности. Эту свою задачу он, нужно думать, и выполнил после завоевания Гая, причем простер свое оружие до Сихема. Библейский писатель, кроме сказанного им о Гаваоне и союзных с ним городах (IX гл.), не говорит особо о завоевании среднего Ханаана, как не представлявшем, вероятно, таких замечательных событий, какими ознаменована была описанная им в X и XI главах борьба с царями южного и северного Ханаана, и только упоминанием о вефильском царе, пораженном вместе с другими ханаанскими царями [[old:nav:12;16|(XII:16)]], показывает, что ему известно было завоевание городов среднего Ханаана. А если завоевание последнего падает на время, следовавшее за взятием Гая, то каких-либо препятствий для всенародного путешествия [Возможность этого путешествия непосредственно после завоевания Гая некоторые из западнохристианских комментаторов объясняют еще тем, что израильский стан перенесен был в это время из Иерихонского Галгала в другой Галгал, названный во Второзаконии [[old:vtor;11:30|(XI:30)]] и находившийся ближе к Сихему, известный в настоящее время под названием Джильджилие, к юго-западу от Силома; вследствие такого положений второго Галгала на торжестве, описанном в 30–35 ст., могли присутствовать жены и дети (Keil. Iosua, 66–70). Это предположение представляется, однако, маловероятным по отсутствию каких-либо указаний на перенесение израильского стана в это время в другое место. Молчание библейского писателя об этом имеет тем большее значение, что совершившееся впоследствии перенесение Скинии из Галгала в Силом он не оставил без упоминания [[old:nav:18:01|(XVIII:1)]].] к горам Гевал и Гаризим не могло быть, конечно, и Иисус Навин в самой успешности этого завоевания мог найти побуждение к тому, чтобы без замедления исполнить волю своего великого предшественника об обнародовании закона и принесении жертвы Господу в скорейшем времени [[old:vtor;27:02|(Втор XXVII:2]]: «//когда перейдете за Иордан//») после вступления в Ханаанскую землю, Сооружение жертвенника «**Господу Богу Израилеву**» на горе Гевал и принесение на нем всесожжения и жертв мира в присутствии всего народа (ст. 35) служили торжественным всенародным выражением преданности Господу, избравшему израильский народ своим народом, за дарованные великие милости. Жертвенник сооружен был согласно с книгой закона [[old:ish:20;25|(Исх XX:25)]] и заповедью Моисея [[old:vtor:27:05|(Втор XXVII:5–7)]]. Начертание закона Моисеева на камнях служило обнародованием его как закона Израильской земли, Под «**списком**» (по-еврейски «мишнэ» — «повторение, копия») закона Моисея разумеется не одно Второзаконие (το δευτερονόμιον — «второй закон»), а именно «воспроизведение» или «список» закона Моисея; употребленному здесь слову «//список//» во [[old:vtor:27:03|Втор XXVII:3]] соответствует выражение «//напиши... все слова закона сего//». О священниках [и] левитах см. [[old:nav:03:03|III:3]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]