[<10>] ====== Толкования на Нав. 9:18 ====== ===== Ориген ===== **сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество Израилево возроптало на начальников** См. Толкование на [[old:nav:09:16#origen|Нав. 9:16]] ===== Лопухин А.П. ===== **[Иисус и] сыны Израилевы не побили их, потому что [все] начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество [Израилево] возроптало на начальников** Когда открылся обман гаваонских послов, «**сыны Израилевы не побили их**», т. е. не предали смерти, так как начальники общества клятвенно обещали сохранить жизнь гаваонитян. Слова «**[Иисус и]**» не читаются в еврейском тексте и в древнейших греческих списках, почему, вероятно, и в славянской Библии они поставлены в скобках; следующее за тем «**[все]**», также не читаемое в еврейском тексте, находится во многих греческих списках; оно перенесено, вероятно, из 19-го ст. 19–20. Хотя клятвенное обещание начальников, поддавшихся обману гаваонских послов, вызвало ропот в народе, желавшем, очевидно, предать смерти и послов, и их доверителей, как принадлежавших к ханаанитянам, однако начальники настояли на том, чтобы сохранить им жизнь, ссылаясь на данную ими клятву, засвидетельствованную именем «**Господа Бога Израилева**». Причина такой настойчивости начальников указана библейским писателем во второй половине 20-го ст., которая с особенной близостью к еврейскому тексту передана в слав. Библии, согласно с греческим переводом: "//и не бýдетъ на нáсъ гнѣ́ва кля́твы рáди, éюже кля́хомся и́мъ//", т. е. в сохранении данного гаваонитянам клятвенного обещания начальники видят единственное средство избегнуть божественного наказания, которое (по [[old:ish;20;07|Исх XX:7]];[[old:vtor:05;11| Втор V:11)]] угрожает всякому произносящему напрасно имя Божие. Если начальники, поддавшись обману, дали клятву напрасно и сделали грех, не вопросив об этом деле Господа, то, нарушив клятву, они прибавили бы к сделанному новый тяжкий грех клятвопреступления, через которое бесчестится имя Божие пред теми, кому дана клятва. [<10>]