[<10>] ====== Толкования на Нав. 10:1 ====== ===== Ориген ===== Ст. 1 - 11. **Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди их, тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом** Когда человеческая душа соединяется со словом Божиим, она, без сомнения, тотчас же приобретает недругов и те, кто прежде были друзьями, обращаются во врагов. И пусть она ожидает этого не только от людей, но твердо знает, что ей грозит это и от враждебных сил и духовных непотребств. И [часто] бывает так, что стремящийся к дружбе с Иисусом знает, что ему должно сносить враждебность многих. <...> Итак, ныне жители Гаваона, какого бы рода они ни были, терпят нападки из-за дружбы с Иисусом, и хотя они суть дровосеки и водоносы, то есть хотя они наименее достойные в Церкви, тем не менее из-за того, что имеют отношение к Иисусу, они терпят нападки пяти царей. Но, однако, даже эти жители Гаваона не отвергаются и не презираются Иисусом и вождями и старцами Израилевыми, но получают поддержку в своем беспомощном состоянии. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди их, тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него** Воинственное движение против израильтян, охватившее ханаанских царей [[old:nav:09:01|(IX:1)]], еще более усилилось вследствие известия о переходе на сторону первых Гаваона, который открывал им вход в самую середину страны. Угрожающую опасность прежде других почувствовал ближайший к Гаваону Адониседек, царь Иерусалима, который обратился за помощью к царям Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона для завоевания Гаваона. //Иерусалим//, тождественный с Салимом (см. к [[old:gen:14:18|Быт XIV:18]]), в древние времена носил еще название «Иевус» [[old:nav:15:08|(XV:8;]] [[old:nav:18:28|XVIII:28]]) от жившего в нем ханаанского племени, а со времени Давида носил его имя [[old:2ts:05:06|(2 Цар V:6)]]. О //Хевроне// см. к [[old:gen:13:18|Быт XIII:18]]. //Иармуф//, в настоящее время деревня Ярмук с остатками стен древнего города, находился на западной стороне Иудейских гор верстах в 14 на запад от Вифлеема, впоследствии он принадлежал Иудину колену [[old:nav:15:35|(XV:35)]]. //Лахис//, находившийся потом также в уделе Иудина колена [[old:nav:15:39|(XV:39)]], был укрепленным городом во времена Иисуса Навина, который взял его только «//на другой день//» после приступа к нему [[old:nav:10:32|(X:32),]] чего не сказано о завоевании других городов. Он находился к северо-востоку от Газа в равнине (Шефела), на холме Умм Лакис, покрытом теперь развалинами. Раскопки, произведенные немецким ученым Петри в 1890 г., показали большую древность этого города, который в начале своего исторического существования восемь раз был разрушаем и восстановляем из своих развалин. Начало города относится к 1700 г. до Р. X. Еглон находился недалеко от Лахиса, к востоку от него. Невысокий холм среди равнины, на котором он был расположен, носит название Аджлюн. [<10>]