[<10>] ====== Толкования на Нав. 10:11 ====== ===== Ориген ===== **Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом** См. Толкование на [[old:nav:10:01#origen|Нав. 10:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом** Здесь библейский писатель объясняет то, как Господь «**преследовал... и... поражал**» ханаанских воинов, когда они, после поражения в Гаваоне, обратились в бегство и направились по дороге, проходившей около Гаваона, на запад к известному Вефоронскому подъему (по-еврейски — маалэ, у 70-ти ἀναβασις — "//восход//"), находящемуся между верхним [[old:nav:16:05|(XVI:5)]] и нижним [[old:nav:16:03|(XVI:3)]] Беф-Ороном. Положение обоих этих городов вполне известно: первый находился на месте нынешней деревни Бет Урель-Фока, второй — Бет Урет-табта; первый расположен был на высоком выступе горы, между двумя долинами на запад от Гаваона верстах в 10 (в 2-х часах пути). Между верхним и нижним Беф-Ороном находится крутой, неровный, на час пути, подъем (или спуск) между нависшими горами. Когда воины ханаанских царей устремились по этому спуску в долину. Господь «**бросал на них с небес большие камни**». Последние у 70-ти и в книге Сираха [[old:prsir:46:07|(XLVI:7)]] поняты в смысле больших градин (λίθοι χαλάζης — «//камни града//»), падавших из грозовой тучи, которая служила орудием для поражения ханаанского войска. Выпадение такого необычайно крупного града, причинявшего увечья и смерть, само по себе не составляет, конечно, чего-либо исключительного, неповторимого. Приводимые при этом из ближайшего к настоящему времени примеры этого явления [У западных и отечественных библеистов (см. //А. П. Лопухин,// Библейская история Ветхого завета, т. I:883) указывается на сильную грозу в 1859 г. во время битвы австрийцев при Сольферино и на сильный град в 1831 г. на Босфоре, причинявший людям увечья и смерть.] показывают только непреувеличенность сказанного библейским писателем о больших камнях, падавших с неба. А то, что этот необыкновенный град падал именно на ханаанских воинов, искавших спасения в бегстве, служит указанием на высшую помощь, которую Господь посылал своему народу в его борьбе с врагами. Градобитная туча наносила смертельные удары ханаанскому войску и по выходе его из Вефоронского ущелья «**до... Азека** и... Македа». Оба эти города, принадлежавшее потом Иудину колену [[old:nav:19:35|(XIX:35,]] [[old:nav;19:41|41),]] находились на равнине между берегом Средиземного моря и горами Иудина колена [[old:nav:15:33|(XV:33),]] но самое место их с точностью не определено: "//Азека//", на основании [[old:1ts:17:01|1 Цар XVII:1,]] находилась в недалеком расстоянии от г. //Сохо// или //Сокхофа// (о месте последнего см. XV:35), причем место ее некоторые [//Tristram//. Bible places, 45.] указывают в Деир-ель-Аашек, верстах в 10 (8 английских миль) на север от Сохо. //Маккеда// находилась, по мнению одних, на месте нынешней деревни Суммейль в 2 1/2 часах пути на северо-запад от Елевферополиса [Keil. Iosua, 79, на основании исследований //van de Velde//. О месте Елевферополиса см. X:29.], по другим — на мосте деревни Ель Мугар (что значит «пещера»), верстах в 3-х (2 английские мили) на юго-восток от Екрона (об Екроне см. XIII:3), около которой находятся пещеры (ст. 16), остающиеся, однако, неисследованными [//Tristram//. Там же, с. 42.]. Во всяком случае названные города полагаются к юго-западу от Беф-Орона; в этом же направлении, ближе к последнему, лежала и обширная Аиалонская долина, которая с юга от города Аиалона [[old:nav:19:42| (XIX:42),]] на месте нынешней деревни Иало, тянется на северо-восток, в направлении к Беф-Орону. [<10>]