[<10>] ====== Толкования на Нав. 11:9 ====== ===== Ориген ===== **И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем** Истребляемые кони и колесницы прообразуют тех, которые, пребывая на небесах, по распущенности и гордыни пали, когда сами себя сделали подстрекателями к сочетанию с дочерями человеческими или последовали за тем, кто сказал: «Поставлю на облака седалище свое и буду подобен Всевышнему». Поэтому, видимо, и пророк говорит: //Ненадежен конь для спасения// [[old:ps:032:17|(Пс 32:17)]], и снова говорит о тех, которые полагались на демонов: //Иные колесницы, иные коней, а мы имя Бога нашего будем призывать// [[old:ps:019:08|(Пс 19:8)]]. <...> Он, конечно, показывает этим, что как мы называем Бога истинным, так те называют колесницы и коней, то есть демонов, которых призывали те племена, которые вели войну против Израиля. Но Писание упоминает и египетских коней и повелевает, чтобы и они были истреблены ныне. Если мы поймем, что **конями** и **колесницами** здесь называются телесные страсти, то есть похоть, распущенность или гордыня и легкомыслие, которые, словно кони, несут несчастную душу прямо в пропасть, и что заповедь Божия повелевает **подрезать им жилы**, то ничего не будет препятствовать такому пониманию. Коню подрезаются жилы тогда, когда от постов и бдений и всякой скорби воздержания тело смиряется. А колесницы истребляются огнем, когда в нас исполняется слово Господа, Который говорит: //Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!// [[new:lk:12:49| (Лк 12:49)]]. И этим огнем уже горели те, кто говорил: //Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание?// [[new:lk:24:32|(Лк 24:32)]]. Итак, поэтому и говорится, что //ненадежен конь для спасения// [[old:ps:032:17|(Пс 32:17)]], если в своей разнузданности мы позволяем носиться движениям нашего тела и не обуздываем ярмом воздержания распутство плоти и гордые шеи. Но и ныне если кто-то из тех, о ком мы говорим, укорится и уязвится словами Божьими и если кто, словно разнузданный и горячий конь, вчера стремился к вожделению, а ныне раскаивается, слыша эти слова, и обращается, и по слову пророка обуздывает себя, пораженный страхом Божиим, и отвращается от греха, и избирает отныне целомудренную и чистую жизнь, - то окажется, что обнаженным мечом слова Божия мы подрезали коням жилы. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// [<10>]