[<10>] ====== Толкования на Нав. 14:6 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 6-12 **Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему"; итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там живут сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь** Негодование Господа, сказавшего, что они не войдут в землю, которую презрели, было наказанием за неверие; дети же и жёны их, которые не роптали и не были повинны в силу пола и возраста, должны были получить в наследие землю обетования. Потому все те, которым было двадцать лет и более, пали телами в пустыне, а наказание другим отсрочилось. Те же, которые ходили с Иисусом и затем возмущали народ, были без всякой отсрочки поражены пред Господом. Иисус и Халев вошли в землю обетования вместе с невинными по причине возраста и пола. Итак, лучшая часть предпочла славу спасению, худшая часть - спасение предпочла чести. Но суд Божий утвердил [правоту] тех, которые честь ставили над выгодой, и осудил отдавших предпочтение тому, что казалось им нужным для спасения, но не для чести. **//Об обязанностях священнослужителей.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне** //Халев// был главой рода в Иудином колене ([[old:chis:13:04|Чис XIII:4,]] [[old:chis:13:07|7]]; [[old:1par:02:09|1 Пар II:9]], [[old:1par:02:18|18]], [[old:1par:02:42|42]]) и князем в этом колене ([[old:chis:34:18|Чис XXХIV:18, 19)]]. Он носил прозвище //Кенезеянин//, которое усвоено ему и в [[old:chis:32:12|Чис XXХII:12]], не потому, что происходил от другого народа — Кенезеев ([[old:gen:15:19|Быт XV:19]]; [[old:gen:36:11|XXXVI:11]], [[old:gen:36:15|15]]), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя «Кенез» или прозвище «Кенезеянин» носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили тоже прозвище ([[old:nav:15:17|XV:17]]) или имя ([[old:1par:04:15|1 Пар IV:15]]). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы (ст. 12), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею //о мне и о тебе//, т. е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в [[old:chis:14:24|Чис XIV:24]], [[old:chis:14:30|30]]. //О Кадес-Варни// [[old:nav:10:41|Х:41]]. [<10>]