[<10>] ====== Толкования на Нав. 15:19 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.** //Дай мне благословение//, т. е. подарок, как знак своего особого расположения. В этом смысле слово благословение употреблено в [[old:gen:23:11|Быт XXXIII:11.]] Дочь у израильтян не получала по смерти отца, имевшего сына, какой-либо части недвижимого имущества, как это видно из [[old:chis:27:04|Чис XXVII:4]] и д. Наделение дочери, выходящей замуж, земельным участком зависело от доброй воли отца, при его жизни, как это, по сообщению путешественников, делают богатые родители в Палестине и в настоящее время делающие для выходящей замуж дочери свадебный подарок, состоящий не из денег, а из участка земли //[К. Furrer.// Wanderungen durch Palastina, 1865, с. 276.]. В виду этого, Ахса просит у своего отца, имевшего сыновей [[old:1par:02;18|(1 Пар II:18–19)]], как благословение, //источников воды,// и подтверждает свою просьбу тем, что отец отдал ее в //землю полуденную// (ὅτι εἰς γῆν Ναγεβ δέδωκάς με — //яко в землю полуденную отдал ecu мя,// что составляет наиболее сообразную передачу соответствующих слов еврейского текста). Слово //полуденный// (по-евр. «ганнегев») употреблено здесь, нужно думать, для указания на эту южную местность, как на сухую, страдающую недостатком влаги, почему у блаж. Иеронима при переводе этого выражения соединены вместе оба его значения: «южный и сухой» [Terram australem et arentem disti mihi.]. Местность где находились //верхние и нижние источники//, указывается путешественниками на юго-запад от Хеврона, верстах в 10 от Догерьэ, предположительного места Давира [[old:nav:10;38|(X:38),]] в долине Сейль-ель-Дильбэ, в которой и в настоящее время есть верхние и нижние источники, числом 14, вытекающая из которых вода образует поток, орошающий сады на протяжении нескольких верст, что составляет редкое явление в южной Палестине [//Tristram//. Bible places, 61.]. Передавая эту подробность из жизни израильтян во время их поселения в ханаанской земле, библейский писатель показывает, как не только лучшие из мужей, но и из жен дорожили данной им Богом землей и заботились о том, чтобы получить хороший участок в свое владение. Следующие затем стихи 21–62 заключают перечень городов, находившихся в уделе Иудина колена. Они разделены писателем на 4 разряда по местностям, в которых находились, каковы именно города: 1) //на юге//, по-еврейски — Негев (cт. 21); 2) //на низменных местах//, по-еврейски — Шефела (ст. 33); 3) //на горах// (ст. 48) и 4) в пустыне (ст. 61). [<10>]