[<10>] ====== Толкования на Нав. 19:4 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Елтолад, Вефул и Хорма,** Названный здесь //Вефул// не указан в [[old:nav:15:start|XV-й гл]]. в числе городов Иудина колена. Есть, однако, основания для отожествления его с названным в этой главе [[old:nav:15:30|(ст. 30-й)]] //Кесил//. Они состоят в том, во-первых, что как этот последний поставлен между //Елфоладом// и //Хормой//, так и //Вефул// в данном мосте находится между этими же городами; и, во-вторых, в том, что в древнем Ватик. и немногих позднейших списках вместо //Кесил// читается Baiqhl, измененное в других греческ. сп., под влиянием, очевидно, еврейского текста, в Caseir или Casil: это последнее начертание принято в слав. Библии. Сохраненное списками перевода 70-ти название: «Вефиль», принадлежащее городу Иудина колена, заслуживает внимания и ввиду указания других ветхозаветных книг на существование города с этим именем в уделе этого колена; так в [[old:1ts:30;27|1 Цар XXX:27]] говорится о городе Вефиле (по-еврейски Бет-Эл), в который Давид из Секелага послал дары, в [[old:1par:04:30|1 Пар IV:30]] между городами Симеонова колена указан равным образом //Бефуил// (по-евр. «Бетуэл»). Эти библейские указания дают основание думать, что в южной части Ханаана, до поселения в нем израильтян, находился город, носивший название //Вефиль// от находившегося в нем, вероятно, языческого святилища. И, так как названия Вефиль и в [[old:nav:15:30|XV:30]] по греческим спискам Вефул одинаковы по своему составу и значению («бет» — дом, «Эл» — Бог), то на этом основании можно видеть в них обозначение одного и того же города. Происхождение другого, употребленного в [[old:nav:15:30|XV:30]] по нынешнему еврейскому тексту, названия Кесил, которое значит «//глупый//», с вероятностью объясняется тем, что оно дано было Вефилю Симонова колена, в позднейшее время, в посрамление его, как города, бывшего прежде местом идолопоклонства; с этим Вефилем произошло, можно думать, то же, что и с Вефилем Вениаминова колена, который у пророка [[old:os:04:15|Осии IV:15]] назван //Бев-Авеном,// т. е. «домом ничтожества», как сделавшийся местом служения золотому тельцу. Название //Кесил// вошло в еврейск. текст, как располагает думать Ватиканский список, после того, как сделан был перевод 70-ти. Место этого Вефиля-Кесила предположительно указывается в нынешней Ел-Халяса или Елюса греческих писателей, в которой находился храм Венеры. Халяса с остатками бывшего цветущего города находится в 5 1/2 часах пути на юг от Вирсавии. **//Толковая Библия.//** [<10>]